Идёт масштабная модернизация всех типов основных боевых танков, стоящих на вооружении Российской армии

Войска получают доработанные варианты Т-72, Т-80 и Т-90. Общее у обновлённых машин - лучшая подвижность за счёт повышения мощности двигателей, дополнительные противокумулятивные экраны и более совершенная динамическая защита, новое оборудование для обзора поля боя и прицельной стрельбы, а также командирское управление боевыми машинами в рамках единого тактического замысла. Последнее обстоятельство позволяет им эффективно взаимодействовать с другими боевыми единицами, в том числе новыми танками Т-90М «Прорыв-3» и Т-14 «Армата».

Т-72Б3

Выступая по итогам Армейских Игр-2020, министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу сказал, что «Игры серьёзно поспособствовали» процессу технического совершенствования линейки первоначальных Т-72. Сначала экипажи - участники соревнований выступали на машинах Т-72Б (Б1). Затем на полигоне появился доработанный вариант с суффиксом «Б3». «Технические решения, использованные на модификации Т-72Б3, позволили повысить подвижность, надёжность и эргономику», - отметил глава военного ведомства.

Поиск оптимального облика модернизированного варианта занял почти десятилетие. Первые образцы Т-72Б3 появились на публике в 2011 году. Машины похожего облика в течение следующей пары лет пришли в строевые части. От исходных Т-72Б1 они отличались орудием 2А46М-5 с улучшенной баллистикой и ресурсом. Автомат заряжания доработали под использование новых снарядов с лучшей бронепробиваемостью.

Первые образцы Т-72Б3 появились на публике в 2011 году.
© Фото автора
 Первые образцы Т-72Б3 появились на публике в 2011 году.

Обзор и точность стрельбы повысили благодаря многоканальному прицелу-дальномеру «Сосна-У» с тепловизионной камерой и автоматом сопровождения цели (ЛКУ ракеты), а также цифровому баллистическому вычислителю с датчиком погоды. Наводчик может также пользоваться дублирующим прицелом-дальномером 1А40-4. У командира танка - комбинированный (дневной и ночной) электронно-оптический прибор ТКН-3МК.

Для повышения стойкости к средствам поражения противника на башне и корпусе танка установлены блоки динамической защиты «Контакт-5». Устаревшие средства радиосвязи заменили на радиостанции УКВ диапазона Р-168-25У-2 из состава комплекса «Акведук».

Т-72Б3 с КДЗ

Танковые биатлоны 2013-2017 гг. запомнились появлением образцов Т-72Б3 с дополнительными доработками по опыту испытаний, начальной эксплуатации в частях и участия в боевых действиях в горячих точках. Помимо того, отдельные экземпляры модернизированных машин принимали участие в динамическом показе на полигоне «Алабино», а другие - выставлялись на пути прохода зрителей к трибунам, для более подробного ознакомления. По словам военнослужащих, дававших пояснения для публики у выставочных образцов, мощность двигателя была увеличена до 930 л.с., а отдельных случаях - ещё выше.

На статических площадках МВТФ «Армия» 2017-2018 гг. выставлялся T-72Б3 с КДЗ.
© Фото автора
 На статических площадках МВТФ «Армия» 2017-2018 гг. выставлялся T-72Б3 с КДЗ.

На статических площадках МВТФ «Армия» 2017-2018 гг. выставлялся T-72Б3 с КДЗ. От машин-участниц танковых биатлонов Т72Б3 с КДЗ отличался внешним видом: иные бортовые экраны, дополнительная защита в виде решёток плюс мешки, навешенные по бортам танка для лучшей защиты от средств поражения кумулятивного действия.

Согласно таблице данных к нему, конкретный экземпляр Т-72Б3 с КДЗ оснащался двигателем В-84М мощностью 840 л.с., тогда как штатно на Т-72Б (Б1) ставили В-84-1 с аналогичным показателем, а на первоначальный Т-72 (без суффикса) - В-46 мощностью 780 л.с.

Т-72Б3М

По сообщениям СМИ, в марте 2016 года УВЗ получил контракт стоимостью 2,5 млрд рублей на модернизацию 150 танков в вариант «Б3». Согласно контракту, работа включает переоснащение на В-92С2Ф мощностью 1.130 л.с. (специальная разработка для установки в габаритах силового отделения строевой техники) и установку комплекта динамической защиты «Реликт» вместо более древнего «Контакт-5».

Также сообщается о замене гусеничных траков на более надёжные, с параллельным шарниром. Размещение боеприпасов и топлива в танке оптимизировано, установлена система климат-контроля, дополнительные защитные экраны и решётки. Используются отечественные матрицы ИК приборов вместо импортных. На отдельных танках установлен новый панорамный прицел командира, что улучшило возможности по поиску целей и точному наведению оружия.

Опыт Ближнего Востока нашёл отражение в установке автоматической коробки передач, позволяющей быстрее давать задний ход. Сирийские танкисты часто применяли Т-72Б3 в ходе боёв в населённых пунктах, быстро выдвигаясь из укрытия для выстрела по противнику, и, не мешкая, возвращаясь обратно, чтобы не попасть под ответный огонь.

Т-72Б3М выставлялись на площадках форума «Армия».
© Фото автора
 Т-72Б3М выставлялись на площадках форума «Армия».

Танки модификации «Б3» нового облика и более мощные с недавних пор привлекаются к участию в парадах, соревнованиях и выставках. На площадках форума «Армия», включая статическую экспозицию у «Конгресс-Центра» в Кубинке, выставлялись образцы с таблицами данных к ним, что дало возможность сравнить их с более ранними экспонатами.

Согласно таблицам, масса в боевом снаряжении увеличилась с 45,6 до 46,5 тонн, а мощность двигателя возросла с 840 л.с. (первые партии Т-72Б3 сохраняли В-84, прошедшие капремонт) до 1.130 л.с. (при установке нового В-92С2Ф). Максимальная скорость по шоссе сохранилась на уровне 60 км/ч. Запас хода по шоссе сократился на полсотни километров, до пятисот.

Выступая 6 сентября с.г. по итогам Армейских Игр-2020, Сергей Шойгу сказал, что «появилась модификация Т-72Б3М, не уступающая по своим характеристикам, а в чём-то и превосходящая современные зарубежные танки». «В планах Министерства обороны провести модернизацию всех имеющихся на вооружении танков Т-72 до данной модификации», - заявил он.

Т-80БВМ «Мотобол-2»

Начиная с середины семидесятых годов прошлого века и до развала Советского Союза, отечественная промышленность параллельно выпускала две линейки основных боевых танков. Одна - «уральская», в лице Т-72 и его дальнейшего развития Т-90; другая представлена Т-64 и Т-80. Первая отличалась применением дизельных двигателей, тогда как на Т-80 применяется газотурбинный. По итогам боевых действий в Чеченской республике, а также в рамках оптимизации численности Вооружённых сил, газотурбинные танки решили передать на базы хранения.

Одно время казалось, что по завершении выполнения заказов Южной Кореи и Кипра на полторы сотни Т-80УЕ, эта линия отомрёт. Однако события последних лет показали обратное: Министерство обороны не просто вернуло Т-80 с баз хранения в строевые части, но и приняло решение на модернизацию. Тема поручена АО «Омсктрансмаш» и АО «СКБ транспортного машиностроения».

Танкисты ЗВО в Подмосковье получили танки Т-80БВМ.
© mil.ru
 Танкисты ЗВО в Подмосковье получили танки Т-80БВМ.

Общее направление работ - унификация Т-80БВ (1985г.) с «уральской линией». Прошедшие модернизацию Т-80БВМ получат прицел наводчика «Сосна-У», средства связи и другое оборудование с Т-72Б3, а комплекс защиты - с Т-90М. Промышленность получила заказ на модернизацию строевых машин типа Т-80БМ в ходе одного из форумов «Армия». Соответствующая тема носит «долгосрочный характер». Сначала предполагается выпуск установочной партии численностью порядка 60-80 единиц, для переоснащения пары танковых батальонов.

Модернизированный образец впервые продемонстрировали в сентябре 2017 г. по случаю Дня танкиста на территории 33-го общевойскового полигона возле города Луга Ленинградской области. Затем одна машина выступала в динамическом показе на полигоне «Алабино» в ходе МВТФ «Армия-2018». Внешне обновлённый танк заметно отличается от Т-80УЕ-1, которые в большом количестве традиционно принимают участие в различных мероприятиях на площадках форума, выполняя стрельбу по мишеням в полигонных условиях и показывая лёгкость и точность управления в «танковом балете».

Численность парка Т-80 в составе Сухопутных войск России зарубежными источниками оценивается: пятьсот единиц в строевых частях и ещё три тысячи - на складах хранения. Среди этого множества присутствуют модификации «Б», «БВ» и «У», которые собирали в Ленинграде и Омске. Сначала их комплектовали моторами (разработки конструкторского бюро имени В.Я. Климова) мощностью 1.000 л.с., позднее - 1.100 и 1.250 л.с. За годы серийного выпуска масса танка увеличилась с 42 до 46 тонн, и ещё немного подросла в ходе доработок.

Т-80БВМ выполняет стрельбу по мишеням в полигонных условиях.
© mil.ru
 Т-80БВМ выполняет стрельбу по мишеням в полигонных условиях.

Модификация «УЕ-1» при весе 47 тонн разгоняется до 70 км/час и показывает запас хода по шоссе 500 км. Сохранив мощность на прежнем уровне, улучшенные силовые агрегаты ГТД-1250 на Т-80БВМ демонстрируют меньший расход топлива, сравнимый с «дизельными аналогами». Словом, модернизация в вариант Т-80БВМ «Мотобол-2» значительно повысит боевые возможности строевых машин, доведя их до уровня современных требований.

Т-90

Тогда как выпуск Т-72 и Т-80 давно прекращён, Т-90 продолжает строиться серийно. Сохранить производство «Уралвагонзаводу» (УВЗ) помогли многочисленные зарубежные заказы - как на поставку конечной продукции, так и технические комплекты для последующей сборки на мощностях иностранных фирм. Танки этого семейства с 2005 года по лицензии собираются на казённом предприятии Heavy Vehicles Factory (HVF) в городе Авади, штат Тамил Наду, Индия. Намерение организовать у себя лицензионный выпуск выразили Египет и Алжир.

Первоначальный Т-90 представлял дальнейшее развитие Т-72Б, главное отличие - автоматизированная система управления огнём, стрельба в движении управляемой ракетой 9К119 «Рефлекс». Зарубежные источники пишут, что в 1992-2011 гг. российская армия получила до четырёхсот подобных машин. Согласно сообщениям СМИ, МО РФ приняло решение довести все ранее приобретённые танки до уровня характеристик новейшей модели Т-90М. В частности, они получат дополнительные защитные экраны, а комплекты динамической защиты «Афганит» и «Малахит» сделают их более стойкими к средствам поражения противника. Словом, наша армия будет получать как Т-90М полностью новой постройки, так и полученные путём переделки из уже построенных машин ранних модификаций.

Т-90М принимает участие в динамическом показе на полигоне «Алабино».
© Фото автора
 Т-90М принимает участие в динамическом показе на полигоне «Алабино».

Большое влияние на развитие «уральской линии» бронетехники оказали иностранные заказчики, прежде всего Индия. Двадцать лет тому назад наш традиционный партнёр по военно-техническому сотрудничеству принял принципиальное решение поставить Т-90 на вооружение в качестве основного боевого танка. При этом заказчик попросил доработать исходный вариант под собственные специфические требования. Необходимо было удалить систему активной защиты «Штора-1», установить климат-контроль и  ряд французских систем, включая тепловизор Thales Catherine-FC.

Реагируя на запросы Дели, российские конструкторы предложили «изделие 188С» с мотором В-92С2. Этот дизельный двигатель создан на основе оригинального В-84МС путём добавления турбокомпрессора. В результате мощность увеличилась с 840 до 1.000 л.с. В дальнейшем машина получила обозначение Т-90С и собственное индийское имя «Bheeshma». Рамочное соглашение по ней подписали в 2001 году, которое с тех пор последовательно претворяется в жизнь путём подписания дополнений. Сегодня число Т-90С в индийском арсенале приближается к двум тысячам.

Когда в 2015 году встал вопрос об очередном улучшении серийного танка, УВЗ предложил Индии экспортный вариант новейшего Т-90М «Прорыв-3». Через пару лет правительство в Дели одобрило запрос военного ведомства на закупку 464 танков Т-90МС. Внешне он отличается башней с большим «ящиком» для снарядов, а также иным боевым башенным модулем и доработанной системой автоматического заряжания гладкоствольного оружия 2А46М-4 калибра 125 мм (или более современным 2A82-1M). Кроме того, танк вооружён парой пулемётов: НСВ «Утёс» калибра 12,7 мм и ПКТМ 7,62 мм. Вместо КДЗ «Контакт-5» используется «Реликт», а активную защиту обеспечивает система «Арена-М». Система управления огнём - «Калина». Рост массы до 47 тонн компенсируется установкой двигателя В-92С2Ф мощностью 1.130 л.с.

Правительство Индии одобрило запрос военного ведомства на закупку 464 танков Т-90МС.
© Фото автора
 Правительство Индии одобрило запрос военного ведомства на закупку 464 танков Т-90МС.

Установочная партия Т-90М прошла испытания в войсках. Впервые на форуме «Армия» он демонстрировался в 2018 году вместе с Т-80БВМ: на полигоне «Алабино» два опытных танка уверенно поразили все цели огнём из 125-мм орудий. Равно как и Т-80БВМ, новый вариант Т-90 значительно отличается от предшественника внешним видом. Во-первых, изменена конструкция башни и корпуса. Во-вторых, на танке появились решётчатые экраны как часть внедрённых мероприятий по повышению защищённости танка. Встроенные средства диагностики обеспечивают лучшие ресурсные показатели. Применение радиопоглощающего покрытия уменьшает заметность танка радиолокационными средствами противника.

Важно подчеркнуть, что разработка обновлённых вариантов давно находящихся на эксплуатации базовых Т-72, Т-80 и Т-90 шла с учётом опыта, приобретённого в ходе контртеррористической операции на территории Сирийской Арабской Республики. При их модернизации принимались во внимание и новые требования к бронированным машинам, в свете их возможного участия в боевых действиях с высокотехнологичным противником.

Комментарии для сайта Cackle