На сегодняшний день в РФ проводится 29 ОКР технических средств обучения для МО

С момента своего создания тренажёры обеспечивали сокращение ресурсов (материально-технических, времени), необходимых для подготовки военных специалистов. Внедрение информационных технологий привело к созданию тренажёров нынешнего, четвёртого поколения. В них всё шире используются компьютерные, информационные модели объектов и процессов. В настоящее время информационные, компьютерные технологии позволяют использовать в боевой учёбе такие тренажёрные комплексы, которые обеспечивают создание модели применения штатного во­оружения и военной техники начфоне тактических задач.

Руководство Вооружённых Сил всегда уделяло внимание совершенствованию технической основы боевой подготовки. Прежде всего это касается создания учебно-тренировочных средств и полигонного оборудования, их внедрения и эффективного применения в подготовке войск.
Первые отечественные тренажёры начали разрабатываться в предвоенные годы. Например, первые модели тренажёров вож­дения выполнены в виде натурных стендов и более походили на физические макеты реальных объектов.


Их применение обеспечивало доступность, наглядность и позволяло сокращать время на подготовку военнослужащих наиболее механизировано-оснащённых войск: танкистов, артиллеристов и лётчиков.


Во время Второй мировой вой­ны, помимо учебно-тренировочных средств, разрабатываемых непосредственно в войсках, стали создаваться учебно-тренировочные самолёты, учебные машины и макеты на предприятиях-изготовителях вооружения и военной техники, которые и заложили основу формирования самого понятия «учебно-материальная база».


Особую значимость тренажёрные средства приобрели в послевоенный период 1960–1970-е го­дов. Они позволяли не только сокращать время на подготовку специалистов, но и экономить ресурс техники, боеприпасы и ГСМ.


Именно в этот период окончательно сформировались понятия «материально-техническая база», «технические средства обучения» и «учебно-тренировочные средства».
По мере развития технического прогресса шло последовательное совершенствование тренажёров. Первое их поколение появилось благодаря развитию радиоэлектроники; на базе ламповых усилителей (1973–1980 годы) были разработаны динамические тренажёры вождения кинопроекционного типа.


Второе поколение тренажёров было создано на базе интегральных микросхем (1980–1992 годы), в телетренажёрах (1992–1995 годы) использовалась управляющая и обучающая система, выполненная на базе специализированной цифровой электронно-вычислительной машины.


Необходимо отметить, что в 70-х годах прошлого века шла смена поколений бронетанковой техники, началось изучение новой техники в войсках. И стало очевидным, что использовать тактико-технические характеристики осваиваемых образцов ВВСТ возможно только при глубоком знании этих машин и обладании твёрдыми навыками управления ими.


В результате отечественные тренажёры начали поступать в войс­ка одновременно с поставкой технически сложных комплексов вооружения (танки Т-55, Т-62, Т-64, Т-72 и боевые машины пехоты БМП-1, БМП-2). Для их разработки были созданы специализированные предприятия, которые до настоящего времени разрабатывают, серийно производят и поставляют учебно-тренировочные средства в Вооружённые Силы.


Одним из таких примеров является решение высшего руководства страны о создании с 1969 года специализированного предприятия – специального конструкторского бюро точного машиностроения по разработке учебно-тренировочных средств на АО «Тулаточмаш», известном в то время под названием «Тульский завод точного машино­строения».

За десятилетия работы АО «Тулаточмаш» стало одним из ведущих конструкторских и производственных центров Тулы. Это многопрофильное предприятие проводит работы по проектированию, изготовлению, испытанию и комплексной отработке широкой номенклатуры военно-ориентированной продукции.

На сегодняшний день в интересах развития технических средств обучения проводится 29 опытно-конструкторских работ, 35 работ спланировано провести в ближайшие годы

Оно обеспечивает изготовление и надёжное сервисное обслуживание полного спектра современных динамических компьютерных тренажёров, а также полигонного оборудования и оружия ближнего боя.


Тесное взаимодействие предприятия с Главным управлением боевой подготовки Вооружённых Сил и сотрудничество с разработчиками и производителями вооружения позволяет создавать тренажёры, неотличимые от реальных боевых образцов, что самым положительным образом сказывается на эффективности обучения.


Развитие ЭВМ и компьютеризация страны позволили обеспечить модернизацию тренажёров второго и сформировать третье поколение тренажёров. Нововведением компьютерных тренажёров стало использование в них виртуальной окружающей среды (виртуальной реальности). В модернизированных тренажёрах (1996–1996 годы) третьего поколения осуществлена замена канала визуализации с кинопроекционного на компьютерный.


Внедрение информационных технологий способствует формированию тренажёров нынешнего, четвёртого поколения. В них всё шире используются компьютерные информационные модели объектов, процессов и т.п. На программное обеспечение возложены все функции тренажёра, ранее воспроизводившиеся электромеханическими устройствами.
Практика боевой подготовки последнего десятилетия свидетельствует о наличии существенных факторов организационного, технического и экономического характера, в силу которых достижение требуемого уровня подготовленности руководящего и инженерно-технического состава становится всё более трудоёмким, дорогостоящим и сложным процессом.


Среди достоинств технических средств обучения можно выделить высокую наглядность обучения, принцип связи теории с практикой, автоматизированный контроль действий обучаемого, моментальную демонстрацию результатов и объективное определение степени готовности к самостоятельной работе на реальных образцах техники, снижение стоимости всего процесса обучения в целом, а также возможность интеграции различных учебно-тренировочных средств.


Уровень подготовки специалистов, подразделений и органов управления практически может быть стабильным и достаточным лишь при систематических тренировках с моделированием ситуаций (включая нестандартные), которые могут возникнуть в реальной боевой обстановке.


Огромный вклад в повышение профессионального мастерства личного состава и слаженности подразделений тактического звена вносят центры боевой подготовки в военных округах, видах и родах войск Вооружённых Сил. Они имеют разную направленность: подготовка специалистов, то есть военнослужащих, которые впервые заключили контракт или меняют военно-учётную специальность, а также военнослужащих, поступающих на службу по призыву.


Одним из таких является Центр боевой подготовки Сухопутных войск, Воздушно-десантных войск и береговых войск Военно-морского флота нового поколения, расположенный в поселке Мулине Нижегородской области.


Основным качеством центров боевой подготовки нового поколения является организация обучения должностных лиц органов управления и подразделений соединения (части) с применением современных автоматизированных систем и технологий.


С целью сохранения постоянного паритета в наличии современного вооружения и средств их изучения Главное управление боевой подготовки Вооружённых Сил РФ ежегодно проводит научно-технические конференции, посвящённые состоянию и дальнейшим путям развития учебно-тренировочных средств.


Такие мероприятия позволяют наладить прямой диалог не только с существующими предприятиями промышленности, но и с предпринимателями, планирующими свою деятельность в данной отрасли. Представители Главного управления боевой подготовки всегда с охотой делятся своими планами по развитию технических средств обучения, внимательно изучают проблемные вопросы, связанные с производством и внедрением новых технологий, обсуждают и решают их в рамках данных конференций.


В результате совместной работы на сегодняшний день в интересах развития технических средств обучения проводится 29 опытно-конструкторских работ, 35 работ спланировано провести в ближайшие годы.


Разработана и утверждена министром обороны РФ Концепция развития учебно-тренировочных средств Вооружённых Сил Российской Федерации до 2027 года, в рамках которой до 2022 года предусмотрена закупка свыше 400 единиц тренажёрных средств для подготовки специалистов различных видов и родов войск. При этом около 30 процентов из общего количества серийно поставляемых тренажёров в приоритетном порядке будет направлено в военные вузы и учебные центры.


Реализация спланированных мероприятий позволит внедрить новую техническую основу боевой подготовки, а также довести к исходу 2027 года обеспеченность войск современными тренажёрами до уровня не менее 90 про­центов.


Что касается перспективных направлений в развитии технических средств обучения, то к их числу можно отнести создание и внедрение в учебный процесс программно-технических комплексов для подготовки как отдельных военнослужащих по различным специальностям, так  подразделений в целом, а также органов управления тактического звена, в основе которых – цифровая модель театра военных действий.


Одиночные тренажёры себя исчерпали. Уже сейчас информационные, компьютерные технологии позволяют использовать в боевой учёбе такие тренажёрные комплексы, которые обеспечивают создание модели применения штатного вооружения и военной техники на фоне тактических задач. Разработка комплекса учебно-тренировочных средств, позволяющего осуществлять подготовку всех должностных лиц, – это объективная реальность.


Невозможно осваивать передовые высокотехнологичные средства вооружённой борьбы, не имея современных технических средств обучения. Решение этих задач обеспечит существенное повышение качества проведения мероприятий боевой подготовки и выучки личного состава.

Данила ОКОНЕЧНИКОВ

http://redstar.ru/trenazhyornaya-baza-na-osnove-peredovyh-tehnologij/

Комментарии для сайта Cackle