Начальник ГЛИЦ - Моя самая любимая машина Су-57, не сомневаюсь, что это лучший самолёт в мире в данном классе

Этой осенью исполнилось 100 лет со дня основания 929-го Государственного лётно-испытательного центра (ГЛИЦ) Минобороны России имени В.П. Чкалова. Больше половины этого срока, с начала 1960-х годов, центр находится в Ахтубинске под Астраханью. Сегодня на базе ГЛИЦ проводятся испытания всех современных и перспективных самолётов, вертолётов, авиационных средств поражения, средств поиска и спасения экипажей и так далее. В частности, именно здесь военные лётчики-испытатели раскрывают возможности новейшего многофункционального истребителя пятого поколения Су-57.

В конце прошлой недели в честь своего векового юбилея один из самых закрытых испытательных центров Минобороны России открыл свои двери для журналистов. К самолёту будущего Су-57, который можно было увидеть раньше только в небе международного авиасалона МАКС и Международного военно-технического форума «Армия», здесь, на самом режимном аэродроме страны, можно было даже прикоснуться.

Пока шла предполётная подготовка, машины заправлялись топливом, нашлось достаточно времени, чтобы сделать уникальные кадры, побеседовать с лётным и техническим составом.
Почти всё, что касается Су-57, строго засекречено, но и то, что известно из открытых источников, впечатляет. Например, максимальная скорость – 2600 км в час. Практический потолок – 20 км. Оптико-локационная система истребителя может заметить цель на расстоянии 400 км и одновременно вести 60 объектов. Самолёт способен одновременно работать по наземным и воздушным целям, одиночно и в составах групп.



– Здесь прошли испытания все новейшие типы самолётов, вертолётов и авиационных комплексов, которые сегодня составляют гордость Воздушно-космических сил России, – рассказывает начальник 929-го Государственного лётно-испытательного центра Минобороны РФ Герой России, заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации, кандидат военных наук генерал-майор Радик Бариев. – Но лично мне больше всего запомнился Су-30. Это был первый серийный сверхманёвренный самолет. 

Ну а моя самая любимая машина – Су-57. Не сомневаюсь, что это лучший самолёт в мире в данном классе пятого поколения. Для него уже готов новый двигатель, в готовности и новейшее вооружение. На самолёт возлагаются задачи, которые не ставили его предшественникам. Сейчас мы работаем над тем, чтобы ещё более раскрыть его потенциал.

В центре ежегодно проводится более 220 самостоятельных испытаний с выполнением не менее 1600 полётов


Спустя несколько минут начальник ГЛИЦ садится за штурвал Су-57, на «бешеной» скорости совершает разбег и подтверждает свои слова пилотажем, от которого захватывает дух. Самолёт выполняет немыслимые кульбиты: зависает над землёй, совершает крутые подъёмы и перевороты. Не уступают своему командиру на второй машине лётчик-испытатель Сергей Нестеренко и авиагруппа из Су-30СМ, Су-35С и Су-34, демонстрирующие мастерство пилотажа.
Казалось бы, эти истребители и бомбардировщики давно серийно выпускаются, но ведь каждая модификация, любое новое вооружение, изменение, вплоть до винтика, требуют новых испытаний.


Ведущий лётчик-испытатель подполковник Антон Раевский на новом многофункциональном лёгком истребителе МиГ-35, который проходит испытания, летает почти год. Освоил множество самолётов – от учебного Л-39 до Су-57.


– Важно летать на разных машинах, чтобы почувствовать преимущества и минусы каждой, чтобы было с чем сравнить, чтобы глубоко оценить машину, увидеть её настоящее и её перспективу, – говорит он.


Впервые идеей создать отдельный испытательный полигон загорелся еще российский император Николай II. Но настоящий бум самолётостроения и, соответственно, испытаний техники начался лишь в советское время.


История Государственного лётно-испытательного центра Минобороны России берёт своё начало от научно-опытного аэродрома (НОА) Главвоздухфлота Республики, который был создан 21 сентября 1920 года приказом Реввоенсовета РСФСР на Центральном аэродроме в Москве. Позже, 12 октября 1926 года, научно-опытный аэродром был преобразован в научно-испытательный институт ВВС РККА. С этого момента все образцы авиационной техники стали приниматься на вооружение ВВС и авиации ВМФ только после получения положительного заключения от военных испытателей.


В 30-е годы прошлого столетия, когда шло бурное развитие воздушного флота страны, в том числе и военного, авиационную технику на крыло ставили выдающиеся лётчики-испытатели, такие как Герои Советского Союза комбриг Валерий Чкалов, генерал-полковник Михаил Громов, генерал-полковник Георгий Байдуков, дважды Герои Советского Союза генерал-майор Владимир Коккинаки, подполковник Степан Супрун и другие.


В предвоенные годы и во время Великой Отечественной войны институтом была проведена колоссальная работа по испытаниям многих новых образцов самолётов, в том числе истребителей Як-1, ЛаГГ-1, МиГ-1, бронированного штурмовика Ил-2 и других, которые стали основой ВВС страны. На этих машинах наши военлёты добились завоевания полного господства в воздухе над фашистской авиацией.


Стоит подчеркнуть, что с началом войны по инициативе руководства НИИ ВВС было сформировано несколько авиационных полков (три полка истребителей, два полка пикирующих бомбардировщиков, полк тяжёлых бомбардировщиков, полк штурмовиков, разведывательная эскадрилья, три батальона аэродромного обслуживания), которые в составе фронтов прошли через горнило воздушных боёв от начала до конца войны.


В 1941 году Научно-исследовательский институт ВВС был перебазирован в Свердловск, где провёл 2200 испытаний, в том числе 209 – по самолётам, 173 – по моторам, 25 – по воздушным винтам, 850 – по спецоборудованию и 48 – по материалам и конструкциям. Авиаторы занимались испытаниями не только отечественной техники, но и самолётов, поступавших на вооружение наших ВВС по ленд-лизу из США, а также трофейной техники. А 15 мая 1942 года лётчик-испытатель капитан Григорий Бахчиванджи впервые поднял в воздух реактивный истребитель с жидкостно-реактивным двигателем.


С этого полёта началась эра реактивной авиации. Григорий Яковлевич был удостоен звания Героя Советского Союза (посмертно).
В мае 1944 года НИИ ВВС был переформирован в Государственный научно-испытательный институт ВВС, а 1 июля того же года к Боевому знамени ГНИИ ВВС Красной Армии был прикреплён орден Красного Знамени!


В послевоенные годы ГНИИ ВВС вернулся к прежнему месту дислокации на аэродроме Чкаловский Московской области. В 1948 году на базе института прошли испытания реактивных истребителей со стреловидными крыльями МиГ-15 и Ла-15. Позже, с 1954 по 1960 год, на испытания стали поступать самолёты-ракетоносцы (Ту-16), в том числе и сверхзвуковые (МиГ-19), транспортные самолёты КБ Антонова и вертолёты КБ Миля различных типов, авиационное оборудование и вооружение, автоматизированные системы управления. Был также испытан ряд летательных аппаратов, которые определили облик отечественной военной авиации на многие десятилетия вперёд.


В 1960–1961 годы ГНИИ ВВС передислоцировали из Чкаловского в Ахтубинск (Астраханская область). В декабре 1960 года на базе Государственного Краснознамённого научно-испытательного института ВВС были объединены несколько номерных НИИ, а также воздухоплавательный центр в Вольске и лётно-испытательный центр в Феодосии. В 1960-е годы здесь проводились испытания не только авиационной, но и космической техники, например систем жизнеобеспечения и шлюзования космического корабля «Союз-М».
В 1967 году Государственному НИИ присвоили имя прославленного лётчика-испытателя Валерия Чкалова.


В 1971 году Министерством обороны СССР было принято решение о начале централизованной подготовки лётчиков-испытателей в Государственном научно-испытательном институте ВВС в Ахтубинске на базе сформированного здесь Центра подготовки лётчиков-испытателей (ЦПЛИ). То есть Краснознамённый НИИ с этого времени стал также и кузницей высококвалифицированных кадров лётчиков-испытателей и штурманов-испытателей.


Обучение будущих испытателей было рассчитано на срок до двух лет. Сначала в течение учебного года слушатели получают весь объём знаний по всем методикам лётных испытаний. После теоретических экзаменов они проходят лётную практику под руководством инструкторов – ведущих лётчиков-испытателей по главным направлениям. В ходе контрольных и тренировочных полётов обучаемые осваивают в воздухе те
элементы, которые в дальнейшем пригодятся им при испытании
авиационной техники.


В связи с проведением в конце 1990-х годов в Государственном лётно-испытательном центре организационно-штатных мероприятий центр подготовки лётчиков-испытателей (ЦПЛИ) ГЛИЦ в Ахтубинске был преобразован в учебный лётно-методический отдел. По традиции, лётный состав по-прежнему именует этот отдел ЦПЛИ. И обучение тут никогда не прекращалось. За 50 лет работы здесь состоялось более 40 выпусков. В связи с постоянным усложнением авиационной техники на базе учебного лётно-методического отдела начали готовить также и инженеров-испытателей ГЛИЦ.


Всего за годы существования ЦПЛИ, или учебного лётно-методического отдела, для ГЛИЦ было подготовлено около 700 лётчиков-испытателей и штурманов-испытателей, из которых пятеро стали Героями Советского Союза, 41 – Героями России. Более 100 выпускников ЦПЛИ были удостоены почётных званий «Заслуженный лётчик-испытатель», «Заслуженный штурман-испытатель». Многие из выпускников центра сейчас трудятся в качестве лётчиков-испытателей в ведущих авиационных конструкторских бюро страны – Микояна, Сухого, Ильюшина и других.


В 1989 году ГНИИ ВВС был переформирован в 929-й Государственный лётно-испытательный центр Минобороны СССР (ныне – 929-й ГЛИЦ Минобороны России имени В.П. Чкалова).


В настоящее время структура ГЛИЦ включает в себя управление центра, испытательные центры, предназначенные для проведения испытаний авиационных и воздухоплавательных комплексов различного назначения и в различных условиях, управления испытаний и исследований бортового авиационного, радиоэлектронного оборудования и авиационного вооружения, управление испытательных трасс и полигонов, специальный авиационный высокогорный центр. Кроме испытательных управлений и центров, в структуру ГЛИЦ входят части обслуживания и обеспечения.


Подразделения центра расположены в городах Ахтубинске, Щёлково, Знаменске, Вольске, Нальчике, Ключах Камчатских, Феодосии. ГЛИЦ располагает разветвлённой сетью испытательных полигонов на территории Астраханской области, Республики Казахстан, на Чёрном море, в Кабардино-Балкарии.
За достижение выдающихся результатов в области развития авиастроения и испытания летательных аппаратов 74 испытателям в разные годы были присуждены Ленинские и Государственные (Сталинские) премии, премии Ленинского комсомола.


Центр по праву может гордиться своей научной школой. В стенах ГЛИЦ защитили диссертации 44 доктора наук и более 550 кандидатов наук. Докторский диссертационный совет Государственного лётно-испытательного центра проводит плодотворную работу по повышению научного потенциала ГЛИЦ.
В центре ежегодно проводится более 220 самостоятельных испытаний с выполнением не менее 1600 полётов, а также более 70 научно-исследовательских работ, в том числе и в воздухе, направленных на совершенствование методического обеспечения испытаний перспективной авиационной техники и вооружения.
В ГЛИЦ прошли испытания все новейшие типы самолётов, вертолётов и авиационных комплексов, которые сегодня составляют гордость Воздушно-космических сил России. В их числе самолёты Су-30СМ, Су-35С, Су-34, Су-57, МиГ-31, авиационные комплексы «Кинжал» и «Охотник», вертолёты Ка-50, Ка-52, Ми-28 и другие.


В настоящее время ГЛИЦ взаимодействует более чем со 120 организациями промышленности, научными институтами, военными научно-исследовательскими учреждениями и строевыми частями. Центр обладает единственной в стране уникальной экспериментально-испытательной базой. Только здесь может быть выполнена в полном объёме оценка новой и модернизированной авиационной техники и вооружения на соответствие тактико-техническим требованиям заказчика. Абсолютно каждый самолёт или вертолёт перед тем, как попасть с завода в войска, проходит испытания в ГЛИЦ.


Главным богатством прославленного Государственного лётно-испытательного центра имени
В.П. Чкалова являются его профессиональные кадры, которые на разных исторических этапах соединения вносили и вносят свой неоценимый вклад в его развитие, в совершенствование авиационной техники и подготовку достойной смены лётчиков-испытателей.


За свою историю ГЛИЦ имени В.П. Чкалова стал кузницей сотен славных имён лётчиков-испытателей, штурманов-испытателей и инженеров-испытателей. В коллективе испытателей проходили службу и работали шесть дважды Героев Советского Союза, 124 Героя Советского Союза и 41 Герой России, а также семь Героев Социалистического Труда.

Павел ГЕРАСИМОВ, «Красная звезда» 

http://redstar.ru/zdes-uchat-samolyoty-letat/



Комментарии для сайта Cackle