Наблюдаемый в последние годы рост активности Военно-транспортной авиации (ВТА) обусловлен рядом обстоятельств, включая курс военно-политического руководства России на всеобщее повышение боеспособности Вооружённых сил, увеличение числа и масштабов проводимых военных учений, а также проведение контртеррористической операции на территории Сирийской Арабской Республики.
Удаление авиабазы «Хмеймим» от ближайших крупных населённых пунктов на черноморском побережье России (Сочи, Севастополь и др.) составляет порядка тысячи километров. Но в силу известной позиции отдельных стран - наших южных соседей, самолётам ВКС часто приходится следовать по более протяжённому маршруту через воздушное пространство Ирана и Ирака, что удваивает его длину. Это приводит к повышенному расходу ресурса и требует дополнительных усилий по поддержанию парка ВТА в исправном состоянии, а также системной работы по его обновлению.
Поэтому в число тем селекторного совещания 13 октября в Национальном центре управления обороной Российской Федерации включили вопросы поддержания в исправном состоянии дальних военно-транспортных самолётов. Выступая на нём, министр обороны генерал армии Сергей Шойгу, в частности, сказал: «В условиях, когда в Вооружённых силах возрастает потребность в перевозках сверхтяжёлых и крупногабаритных грузов, решение этой задачи приобретает особую важность».
Сергей Шойгу попросил руководителей Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина (АК «ИЛ») и Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) рассказать о реализации ранее выданного «контракта на модернизацию, восстановление исправности и продление ресурса двух самолётов Ан-124, а также капитальный ремонт и модернизацию 12 авиационных двигателей Д-18Т». И дополнительно высказать предложения по завершению ведущихся работ.
Оценка американцев
Сегодня в составе ВТА насчитывается 26 Ан-124, из них в лётном состоянии чуть более десятка, остальные - на хранении, либо проходят заводской ремонт. По своим транспортным возможностям российская группировка «Русланов» уступает только таковой из 52 C-5M Galaxy ВВС США. Преимущество американцев увеличивается за счёт большего числа военно-транспортных самолётов меньшей размерности: 222 C-17 Globemaster III против сотни различных модификаций Ил-76 у ВКС.
Заметим, что «Галактика» - единственный зарубежный самолёт аналогичного класса и назначения, сопоставимый с Ан-124 по характеристикам. Причём сначала «американец» сильно отставал, и подтянулся к уровню советского аналога в результате нескольких последовательных программ модернизации.
Содержание сравнительно большого количества С-5М и С-17 объясняется необходимостью поддерживать многочисленные объекты Пентагона за пределами национальной территории: Соединённые Штаты обладают восемью сотнями военных баз в более чем семидесяти странах мира. Это обстоятельство редко берётся в расчёт западными аналитиками при сопоставлении потенциалов собственных вооружённых сил с российскими. Игнорируя очевидное, те просто сравнивают самолётные парки и их возможности по перевозке так называемых сил быстрого развёртывания (воздушно-десантные, десантно-штурмовые дивизии и бригады плюс спецназ) на дальние расстояния.
Обсуждение