О том, как проходил первый в истории полет человека в космос, мы знаем едва ли не поминутно. Но до того, как Юрий Гагарин оказался в самой совершенной на тот момент ракете, он совершил еще одно путешествие — доехал до космодрома на самом современном советском автобусе того времени — ЛАЗ-695Б. По чертежам и кадрам кинохроники мы воссоздали облик "гагаринского" автобуса и узнали, чем он отличался от типовых машин, сходивших с заводского конвейера.
Как создавали автобус для Гагарина
Необычный заказ — создать автобус для перевозки космонавтов — Львовский автобусный завод (ЛАЗ) получил в 1959 году. Для переоборудования выбрали модель ЛАЗ-695Б, чье серийное производство стартовало годом ранее. Тогда это был единственный в СССР автобус с двигателем сзади, и такой вариант компоновки давал больше простора для переделок и усовершенствований. Кроме того, не последнюю роль сыграл внешний вид машины — очень современный и в чем-то даже футуристичный. Для только-только зарождающейся космической отрасли, с которой связывались большие надежды, это было то, что нужно.
"Космический" ЛАЗ-695Б
Вот только ни заказчики, ни исполнители не представляли, каким должен быть "космический" автобус: что в нем критически важно, а от чего можно безболезненно отказаться? Сотрудникам конструкторского отдела и экспериментального цеха львовского предприятия пришлось действовать фактически по наитию.
Первое значимое отличие "космического" автобуса от его конвейерных собратьев — сложная система фильтрации воздуха. То, что даже мельчайшая пылинка может стать причиной большой беды в космосе, было интуитивно понятно: частица, попавшая в глаз пилота, ослепит, а избавиться от нее в невесомости будет практически невозможно, да и надетый на голову гермошлем задачу не упростит. В воздухозаборник и люки на крыше автобуса установили мощные многоступенчатые фильтры. А чтобы воздух циркулировал по салону, над некоторыми сиденьями разместили небольшие вентиляторы.
За температурой и давлением в "космическом" ЛАЗе следили при помощи массивного прибора, установленного в хвостовой части салона. На его датчики выводились все необходимые показатели, а для корректировки параметров использовали вентили-регуляторы. Но куда важнее то, что этот же аппарат позволял мониторить микроклимат в скафандрах космонавтов и подавать в них кислород. Для этого к креслам пилотов подвели трубки, которые подключались к космическим костюмам.
Юрий Гагарин, автобиография
"Дорога в космос"Подошел специально оборудованный автобус. Я занял место в "космическом" кресле, напоминавшем удобное кресло кабины космического корабля. В скафандре есть устройства для вентиляции, к ним подаются электроэнергия и кислород. Вентиляционное устройство было подключено к источникам питания, установленным в автобусе. Все работало хорошо.
Юрий Гагарин, автобиография
"Дорога в космос"
Комфортабельных кресел, которые в своей автобиографии упоминал Гагарин, в салоне автобуса было два — для основного пилота и его дублера. Эргономичные, с высокой спинкой — они действительно отличались от типовых сидений ЛАЗ-695Б. Их сделали достаточно широкими для того, чтобы облаченному в скафандр космонавту не было тесно. Кроме того, кресла могли вращаться вокруг своей оси, поэтому садиться в них было удобно.
Остальные пассажиры — медики и другие специалисты — ехали на стандартных лазовских сиденьях. Впрочем, самих посадочных мест было значительно меньше, чем в типовом автобусе.
Поддерживать во время поездки связь с центром управления полетами и космодромом помогали
радио и телефон. Предусмотрели в автобусе и место для киноаппаратуры — среди тех, кто сопровождал космонавтов во время поездки на Байконур, были видеооператоры.
Не забыли львовские конструкторы и о более приземленных вещах — в хвостовой части салона оборудовали туалет. Так что история, будто бы Гагарину пришлось справлять нужду на колесо автобуса, по словам экспертов, всего лишь миф.
Алексей Сафонов, научный сотрудник отдела научной популяризации Музея космонавтики
В скафандре СК-1 существует герметичная молния от паха до самого верха. Туалет был в корабле "Восток-1", и предполагалось, что именно им будет пользоваться первый космонавт при необходимости. А после надевания скафандра и до самого полета у Гагарина не было возможности воспользоваться удобствами из-за риска загрязнения скафандра пылью.
Алексей Сафонов, научный сотрудник отдела научной популяризации Музея космонавтики
Сведений, во сколько обошлась переделка автобуса под перевозку космонавтов, нет. Как и все, что было связано с космонавтикой в советские годы, эта информация оказалась засекреченной. Автомобильный эксперт, редактор журнала "За рулем" Александр Виноградов полагает, что речь идет о суммах в разы, а то и десятки раз выше стоимости типовой машины, сошедшей с конвейера завода.
Вот только рабочий век первого "космического" автобуса оказался недолог — в 1967 году ЛАЗ-695Б отправили на покой. Произошло это после трагического полета Владимира Комарова, разбившегося при возвращении на Землю. Коллеги погибшего космонавта сочли автобус "несчастливым" и попросили заменить его.
Предполетные перевозки
Впрочем, после этого еще почти полвека космонавтов к стартовой площадке на Байконуре возили именно в ЛАЗах, регулярно обновляя модели. Что же касается 695Б, то в течение двух десятков лет после списания автобус простоял на задворках одного из космических НИИ в Москве. В конце 1980-х годов машину отправили на реставрацию во Львов, а затем по просьбе матери Юрия Гагарина перевезли в город Гагарин Смоленской области и передали местному музею.
К сожалению, во время восстановительных работ аутентичный облик автобуса, который возил первых космонавтов, оказался утрачен. И речь идет не только о чисто косметических изменениях — например, бежевую обивку пассажирских кресел заменили на синюю, а белые шторы на окнах — желтыми, — но и о более серьезных, конструктивных. Так, задний мост автобуса сохранили оригинальный, от ЗИЛ-164 (на агрегатах этого автомобиля и собирали модель ЛАЗ-695Б), а передние колеса установили от другого грузовика — ЗИЛ-130. Приборная панель отреставрированному автобусу досталась от более поздних моделей ЛАЗа, а кресла в салоне расставили по-другому.
И все же автомобильные эксперты признают: даже с такими огрехами "космический" автобус — самая точная версия ЛАЗ-695Б из сохранившихся. Правда, таких машин в нашей стране уцелело всего несколько штук.
Иллюстрации автобуса для космонавтов ЛАЗ-695Б созданы на основе кадров кинохроники полета Юрия Гагарина, Германа Титова и Андрияна Николаева и не претендуют на полную историческую достоверность.
ТАСС выражает благодарность за помощь в подготовке проекта автомобильному эксперту и редактору журнала "За рулем" Александру Виноградову, научному сотруднику отдела научной популяризации Музея космонавтики Алексею Сафонову и пресс-службе Музея космонавтики, а также Роскосмосу и "Роскосмос Медиа".
Источники: Гагарин Ю.А. Дорога в космос. — М. : Воениздат, 1961; Товарный словарь. Т. 9. —
М. : Госторгиздат, 1961; Автобус ЛАЗ-695Б : инструкция по эксплуатации. — Львов : [б.и.], 1964; НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина.
В проекте использованы фотографии: А. Алексеев, С. Белявый, В. Кузьмин, В. Мастюков, А. Пушкарев, В. Хухлаев, Я. Халип, В. Черединцев / ТАСС; Keystone/Getty Images.
Видео: "Роскосмос Медиа"
Читайте другие спецпроекты ТАСС
Над проектом работали:
Автор:Антон ЗаритовскийРедактор инфографики:Мария БелокрысРедакторы:Анастасия Баюжева, Сабина ВахитоваДизайнер:Евгения ШабуроваИллюстратор:Дарья Ястребова3D-художник:Дмитрий СмирновБильд-редактор:Артем ПроцюкПродюсер:Мария БелокрысSMM-редактор:Дарья Калинина© Информационное агентство ТАСС, 2024
Свидетельство о регистрации СМИ №03247 выдано 2 апреля 1999 г. Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.
ПоделитьсяПодробнее на ТАСС:
Обсуждение