3М – стратегический бомбардировщик Владимира Мясищева 

27 марта 1956 года в небо поднялся стратегический бомбардировщик 3М – модернизированная версия самолёта М-4. Этот полёт стал ключевым моментом в развитии советской дальней авиации. Конструкторы ОКБ Владимира Мясищева увеличили размах крыла, изменили его профиль и снизили массу планера на 3 тонны. Эти доработки позволили значительно повысить дальность полёта самолёта 3М.

Первый полёт едва не закончился катастрофой. Самолёт начал резко задирать нос сразу после взлёта. Только благодаря мастерству лётчика-испытателя Марка Галлая с машиной удалось справиться. Проблемы с управлением потребовали доработок, и уже в 1958 году 3М поступил на вооружение дальней авиации советских ВВС.

Самолёт отличался от предшественника отсутствием излома на задней кромке крыла, овальными блистерами и новым обтекателем радиолокационной станции. Всего выпустили 90 машин, которые служили до 1994 года. На базе 3М создали несколько модификаций, включая заправщик 3МС и транспортный ВМ-Т «Атлант», использовавшийся в программе «Буран».

Технические характеристики самолёта 3М

  • Габариты:
    • Размах крыла — 53,14 м
    • Длина — 48,76 м
    • Высота — 14,10 м
    • Площадь крыла — 351,78 м²
  • Масса:
    • Пустого — 75 740 кг
    • Нормальная взлетная — 140 000 кг
    • Максимальная взлетная — 193 000 кг
  • Двигатели:
    • 4 × ТРД ВД-7Б
    • Тяга — 4 × 9500 кгс
  • Летные данные:
    • Максимальная скорость — 925 км/ч
    • Перегоночная дальность — 15 400 км
    • Практическая дальность — 11 800 км
    • Практический потолок — 12 500 м
  • Экипаж: 8 человек
  • Вооружение:
    • 6 × 23-мм пушек АМ-23
  • Боевая нагрузка:
    • Нормальная — 9000 кг
    • Максимальная — 18 000 кг
  • Возможна подвеска:
    • 4 ракеты большой дальности
    • Бомбы (обычные, ядерные)

Дальность полёта нового самолёта стала главным приоритетом при проектировании. Для достижения этой цели инженеры установили более экономичные двигатели ВД-7, увеличили запас топлива и добавили систему дозаправки в воздухе. Это позволяло 3М достигать территории США, где находились целевые ядерные объекты.

Конструкция планера также претерпела изменения. Мясищев доказал, что нормы прочности можно снизить без ущерба для безопасности. Это позволило облегчить самолёт. Новое крыло с улучшенным аэродинамическим качеством сделало 3М одним из самых эффективных бомбардировщиков своего времени.

Испытания выявили и недостатки. Двигатели ВД-7 страдали от автоколебаний лопаток компрессора, что ограничило их ресурс. Дальность полёта оказалась на 10 процентов меньше запланированной. Несмотря на это, самолёт признали пригодным для эксплуатации.

3М стал основой для множества проектов, которые так и не были реализованы. Среди них – пассажирский лайнер на 180 мест, военно-транспортный вариант и даже самолёт с ядерной силовой установкой. Однако все они остались на бумаге из-за изменений в политике и технических сложностей.

В 1960-е годы бомбардировщики 3М активно использовались на учениях, включая испытания ядерного оружия на Новой Земле. Во время Карибского кризиса они находились в постоянной боеготовности. Позже часть машин переоборудовали в заправщики, которые обслуживали Ту-95 и другие самолёты.

Эксплуатация 3М не обошлась без происшествий. Из 116 построенных машин 27 были потеряны в авариях. Однако многие инциденты связаны с человеческим фактором, а не с конструктивными недостатками. Несмотря на это, самолет считался надёжной машиной.

Последние 3М вывели из состава ВВС и списали в 1994 году. Они ушли тихо, без громких церемоний. В истории отечественной авиации эти самолёты остались незаменимым элементом ядерного сдерживания 50-60-х годов.

https://aviation21.ru/3m-strategicheskij-bombardirovshhik-vladimira-myasishheva/

Комментарии для сайта Cackle