5 орденов Славы гвардии старшины Ивана Бажукова - Героя из таежного края Коми

Дата: 8:11, 23.04.2024
Категории:  Новости, Округа

ФОТО: Гвардии старшина Иван Данилович Бажуков в Будапеште

Домой герой войны вернулся, когда ему исполнилось 23 года

Пол-Европы прошагал…

На маленьком заброшенном кладбище бывшей деревеньки Максим, располагавшейся когда-то на крутом берегу стремительно бегущего Илыча, притока Печоры, стоит в хороводе сосен скромный обелиск. Здесь покоится прах гвардии старшины Ивана Даниловича Бажукова, полного кавалера ордена Славы, (им наш земляк стал в 21 год!), кавалера орденов Отечественной войны второй степени, Красной звезды и многих медалей, в том числе медали «За отвагу».

Иван Данилович воевал на Центральном, Воронежском, Первом и Втором Украинских фронтах, освобождал Молдавию, Белоруссию, Венгрию, Кенигсберг. Был трижды ранен. Победу гвардии старшина встретил в Берлине. В боевых сражениях Иван выходил победителем из самых сложных ситуаций. Вот что написано в представлении Бажукова к ордену Славы первой степени. 

- Взвод, которым командовал, первым ворвался в селение, подавил огонь пулеметной точки. Бажуков лично уничтожил трех гитлеровцев, захватил немецкую пушку, из нее открыл огонь по убегавшим фашистам. При этом уничтожил еще одну пушку, станковый пулемет противника и 16 врагов…».

После Победы над фашистами были Курильские острова, война с японцами. Домой 23-летний герой войны вернулся в 1947 году.

Иван женился на молодом председателе колхоза Лидии Александровне, уже имевшей двоих детей. В семье появились еще трое сыновей. Иван Данилович работал на лесозаготовках, был егерем, сопровождал геологические экспедиции, охотился, рыбачил. Он слыл хорошим семьянином и очень любил всех своих детей. Умер фронтовик, когда ему исполнилось всего 34 года.

«О войне вспоминать не любил…»

С тех пор много воды унес быстроходный Илыч. Родные Ивана Даниловича  до сих пор хранят светлую память о нем, собирают все опубликованные о герое   материалы. Реферат внука Виталия о знаменитом деде был признан лучшим на одной из республиканских олимпиад по историческому краеведению. Мы же попросили поделиться воспоминаниями об отце старшего сына Альберта. Вот его рассказ.

      - Отец не любил говорить о войне, не смотрел фильмы на военные темы. Но когда в нашем доме собирались фронтовики, они не могли наговориться. Я, мальчишка, слушал боевые истории, затаив дыхание. Позже отца стали приглашать в школу. Однажды, описывая один из тяжелых боев, он так увлекся, что употребил крепкое словцо. Мне было очень стыдно за него. Тогда я не понимал, как много пережил отец, скольких друзей-товарищей потерял, не веря, что сам останется в живых. 

Орден спас ему жизнь


Берлин 1945 год. День Победы. И.Бажуков (сидит) с фронтовым другом.

В атаки ему, пехотинцу, доводилось ходить бесчисленное количество раз и на танковой броне, и поднимаясь из окопов. Особенно тяжелыми были ночные броски, когда нельзя было стрелять. Бой шел врукопашную, орудовать приходилось штыками, прикладами, ножами.

Судьба хранила отца. Один из орденов Славы остался вогнутым из-за попавшего в него осколка, и это спасло жизнь. Смелый был человек, даже в самые критические моменты головы не терял. Однажды Иван отправил двух солдат из своего взвода в соседнюю деревню. Время идет, а их нет. Ротный спрашивает:

           -Где бойцы?

Отец пошел за ними. Приходит, открывает дверь ближайшего дома, а там немцы. Он не растерялся, крикнул: «Хенде хох!», и автомат на них направил. Так и привел к своим целое вражеское отделение. Были и курьезные случаи. Как-то ночью, разгоряченный атакой, отец побежал вперед, а когда опомнился, видит, рядом с немцами бежит. Начал потихоньку отставать, а потом к своим примкнул.

Однажды, было это в Венгрии, заняли наши село. Отец к колодцу подошел, а внизу человек. Он, не раздумывая, полез в колодец, выволок бедолагу. А птица-то важная оказалась – немецкий генерал. От наших бойцов прятался.

Отец никогда не кичился своими наградами. Был скромным, добрым. На нас, детей, руки не поднимал. Помню, в третьем классе взял я ружье без спроса. Пошли мы с другом на уток. И уж не знаю как, застряла в стволе гильза. Пытался я палкой ее вытолкать, но и палка там осталась.

 Переживал сильно, боялся домой идти. Отец, услышав про мои беды, только посмеялся.

 -Дарю тебе ружье, - говорит, - а себе новое куплю.

Был на все руки мастер

Роднее человека для меня в те годы не было, хоть  не родной я его сын. Помню, смастерил он мне пароход на колесах. Посадил я в него черного петуха (смирный был петух!) и стал катать его по двору. Отец смеялся от души.

           Он был удачливым охотником, мастерил лодки, лыжи. Сделал пристройку к дому. Баню поставил на самом берегу Илыча. В день Ивана Купалы, который считал своим вторым днем рождения, такие помывки нам, детворе, устраивал! Бывало, выбежит из парилки, красный, разгоряченный, и в холодную  воду. Мы следом, смеемся, плещемся Всем весело.

Я видел, как плакали фронтовики

Нынче негативные поступки вернувшихся из «горячих» точек парней частенько принято оправдывать такими словами, как афганский, чеченский синдром. Мол, навоевались ребята, а теперь в мирной жизни по-другому не умеют На мой взгляд, это элементарная распущенность. Отец никогда не оправдывал свои поступки, если они и случались, пережитым на фронте. Я видел, как плакали фронтовики, показывая рубцы от своих ран. Не забуду одного солдата, у которого во время боя оторвало руки и ноги.  Был у нас в деревне одноглазый дядя Семен. Фашисты разбомбили эшелон, в котором он ехал на войну. Даже не повоевав, стал человек инвалидом. И никаких «синдромов» у этих людей не было.

Война всегда страшна и жестока. Отец рассказывал, как стал он свидетелем дикой сцены. Во время наступления японскому пулеметчику оторвало обе кисти рук. И тогда, обезумев от боли и ярости, он вцепился зубами в горло раненного советского офицера. Отец застрелил пулеметчика из трофейного пистолета. Но тот случай, как сам признавался навсегда застрял в его памяти как « ржавый гвоздь».

В жизни наш Иван Данилович был спокойным, уравновешенным человеком. Даже когда работал на лесоучастке со ссыльными немцами, оставался доброжелательным, помогал, чем мог.

Чтобы помнили

Умер отец неожиданно. Прилег на кровать и говорит матери: «Что-то сердце у меня болит, Лида. Принеси парного молока, может легче станет». Она налила кружку и заспешила в правление колхоза. Но с полпути вернулась – почувствовала недоброе. Отец лежал мертвый, а рядом безмятежно посапывал спящий сын Лешка.

Похоронили Ивана Даниловича с воинскими почестями – никогда еще деревня Максим не слышала такой громкой пальбы.

Спустя много лет, к 60-летию Великой Победы, по инициативе директора местного музея Анны Власовой районная администрация выделила средства на установку обелиска. Везли мы памятник на лодке по двум рекам, тащили по лесу на руках. Нас, сыновей Ивана Даниловича Бажукова, кое-кто отговаривал, мол, ему это теперь не нужно. Может, оно и так. Зато обелиск нужен живым. Чтобы помнили люди тех, кто Родину защищал.

Героя на земле Коми чтут и помнят. В городе Сыктывкаре на одной из мраморных плит мемориального комплекса в честь защитников Отечества, где горит вечный огонь, золотыми буквами вписана фамилия Ивана Даниловича Бажукова. В районном музее собрано много экспонатов о жизни героя. Есть его барельеф, сделанный самодеятельным художником, стихи на коми языке, посвященные памяти знаменитого фронтовика.

Валентина Тырина,

Троицко-Печорский район Республики Коми

Комментарии для сайта Cackle
Расскажите о нас друзьям