500 километров в час без срыва потока
Сразу два новых вертолета — гражданский и военный — получит Россия в ближайшие годы. Ноу-хау наших вертолетостроителей позволит им развивать рекордную скорость и потеснить на мировом рынке конкурентов
«Один из них (гражданская версия — «Стимул») будет выполнен по традиционной аэродинамической схеме, с одним несущим винтом, а другой — по соосной, с двумя винтами», — заявил журналистам в четверг на выставке HeliRussia директор департамента авиационной промышленности Минпромторга Сергей Емельянов. По словам чиновника, в ходе научно-исследовательских работ по программе ПСВ выявлены две проблемы: лопасти и дополнительные движители — преобразователи энергии двигателя.
«Уже определились, что на машине с одним винтом возможно достичь скорости 450 километров в час. Но выше пока не получается, — говорит Емельянов. — Что же касается соосной схемы, то здесь КБ Камова отрабатывает машину со скоростью свыше 500 километров в час. Это делается в интересах Минобороны».
Мировой рынок гражданских вертолетов в ближайшие четыре года может вырасти почти на четверть, достигнув своего локального максимума
Напомним, что сама программа ПСВ стартовала в нашей стране в начале нынешнего десятилетия, а уже в декабре 2015 года впервые поднялся в воздух демонстратор технологий — летающая лаборатория, созданная на базе ударного вертолета Ми-24. Главное ее новшество — новая несущая схема, которая позволяет отодвинуть срыв потока с лопастей несущего винта и увеличить скорость вертолета при сохранении его классической компоновки. Не секрет, что сейчас все вертолеты, выполненные по классической схеме — с одним несущим винтом и одним хвостовым рулевым винтом, имеют шарнирную подвеску лопастей. Такая подвеска дает им возможность совершать маховое движение, обеспечивающее балансировку вертолета. Но маховое движение лопастей из-за срыва потока воздуха на них ставит предел увеличению скорости вертолета — не более 350–370 километров в час. Все дело в том, что, двигаясь по кругу, концы лопастей проходят участок, когда их скорость складывается со скоростью движения вертолета. Срыв потока происходит, когда суммарная скорость (скорость движения лопастей относительно воздуха) превышает скорость звука, в результате чего машина теряет управляемость.
Какие инновации позволили нашим конструкторам отодвинуть срыв потока с лопастей, в «Вертолетах России» не говорят. Андрей Шибитов, заместитель генерального директора по производству, сообщил «Авиатранспортному обозрению», что компания намерена запатентовать это ноу-хау. И хотя превысить рубеж в 450 километров в час на демонстраторе ПСВ пока не удалось, в ходе испытаний специалисты получили огромный массив данных по использованию новых цельнокомпозитных лопастей несущего винта, которые наверняка будут использованы при постройке прототипа ПСВ, выполненного по традиционной схеме. Эти лопасти созданы с использованием новейших разработок в области прочности и композиционного материаловедения и обладают улучшенными аэродинамическими характеристиками. Как сообщил СМИ вице-премьер России Дмитрий Рогозин, уже сейчас в ходе тестовых полетов машина с такими лопастями достигала скорости более 405 километров в час. Определенные изменения конструкторы внесли и в фюзеляж вертолета. Его доработали, чтобы снизить сопротивление воздуха и повысить аэродинамические качества машины.
Среднетяжелые вертолеты — самый емкий сегмент
Тем не менее уже ясно, что новые ПСВ с традиционным расположением винтов будут использоваться преимущественно в гражданской авиации. А военные сделали ставку на машину с соосной схемой. Это прямо дал понять главком ВКС генерал-полковник Виктор Бондарев. «Работа над этим вертолетом сейчас идет полным ходом. В 2018 году должен полететь демонстратор, а с 2022 года такая машина будет запущена в серию. Ее скорость — до 500 километров в час», — сообщил он ТАСС. Что же касается гражданской версии ПСВ, то ее сертификационные испытания планируется начать в 2020 году, а еще через год машина поступит на рынок. Этот вертолет массой 10,5–11,5 тонны сможет перевозить порядка 20 пассажиров со скоростью до 450 километров в час. Дальность полета с нормальной загрузкой составит около 900 километров.
Успешная разработка сразу двух принципиально новых машин позволит расширить производственную линейку «Вертолетов России» в стратегически важном для компании сегменте среднетяжелых вертолетов. Сейчас основу этой линейки составляют хорошо зарекомендовавшие себя машины семейства Ми-8/Ми-17/Ми-171. Благодаря низким ценам и высокой надежности эти вертолеты много десятилетий являются бестселлерами в Азии, Африке и Латинской Америки. Но нельзя не признать, что варианты улучшения платформы Ми-8, сконструированной более полувека назад, уже исчерпаны.
А раз так, то «Вертолетам России» просто необходимо выйти на рынок с новыми разработками в этом классе. До сих пор считалось, что семейство Ми-8/Ми-17/Ми-171 может успешно заменить новый вертолет Ми-38, который уже прошел испытания и в прошлом году был запущен в серийное производство. Но эта машина оказалась почти на полторы тонны тяжелее своих знаменитых предшественников, поэтому некоторые эксперты уже относят ее к классу тяжелых вертолетов, спрос на которые весьма ограничен. А вот спрос на среднетяжелые вертолеты стабилен.
На этот сегмент в денежном выражении приходится более 40% всех продаваемых в мире вертолетов, что составляет более 34 млрд долларов. И хотя мировой рынок вертолетов переживает сейчас циклический спад, уже в нынешнем году он вновь начнет расти, а к моменту завершения сертификации новых российских ПСВ выйдет на свой локальный пик.
Обсуждение