Бомбардировщик Ил - 4: удар по Берлину

Бомбардировщик Ил-4 был запущен в производство в кратчайшие сроки и был основой дальней авиации СССР в годы Великой Отечественной войны. Именно эти самолеты бомбили Берлин в августе 1941 года.

Ил-4, или ДБ-3Ф, - дальний бомбардировщик КБ им. Ильюшина. В основу конструкции лег бомбардировщик ДБ-3, совершивший первый полет летом 1935 года. В этой машине Ильюшин старался совместить две, казалось бы, противоположные идеи: большую скорость и большую дальность полета. Это особенно было важно потому, что все страны делали ставку в развитии как бомбардировочной, так и истребительной авиации именно на скорость. В 1936 году на самолете установлено пять мировых рекордов.

Для своего времени машина была одной из лучших в мире, однако события в мире развивались стремительно и руководство ставило перед конструкторами новые задачи. Так, в справке №3765 «О развитии опытного самолетостроения в третьей пятилетке» говорилось, что на самолетах типа скоростных бомбардировщиков максимальная скорость должна достигать 500-600 км/ч на высотах 8000-9000 м, что было значительно больше, чем у ДБ-3.

Кроме того, на проведенной по итогам первых двух лет эксплуатации ДБ-3 конференции летчики донесли до конструкторов, что машина оказалась чрезвычайно сложной в эксплуатации и имела много производственных дефектов. Отмечались течи топлива, трещины бензобаков, отказы тормозов, разрушения основных опор шасси, низкая надежность моторов М-87.


Был отмечен большой разбег (до 800-1000 м при взлетном весе 8500-9500 кг), тенденция к правому развороту и сложность выдерживания курса взлета, поскольку самолет имел традиционную для тех лет заднюю центровку, в полете был неустойчив по всем трем осям и требовал постоянной работы ручкой и педалями.

Постановлением КО СНК №532 от 31 мая 1939 года были определены фантастические как по тем, так и по нынешним временам сроки производства модернизированного самолета ДБ-3Ф. Не прошедшую на тот момент даже заводские испытания машину нужно было запустить в производство в четвертом квартале того же года. И это при том, что по технологии она очень сильно отличалась от своего предшественника.

Интересные факты

Из-за спешки Ильюшин был вынужден отказаться от проведения статиспытаний нового крыла в целом, что по нынешним временам просто немыслимо.

Заводские испытания самолета выявили огромный букет «детских болезней», многие из которых в условиях спешного запуска в производство, а позже - выпуска машин в эвакуации просто не могли быть исправлены.

Руководство страны рассматривало возможность выпуска вместо Ил-4 бомбардировщика Ер-2, но ильюшинская машина имела высокую технологичность. В 1943 году трудоемкость постройки Ил-4 составляла 12,5 тысячи часов, что было меньше, чем у Пе-2.

Самолет был крайне сложным в управлении.

Дважды Герой Советского Союза А.И. Молодчий вспоминал: 

«Автопилота на самолете нет, а по своей природе Ил-4 неустойчив, каждую секунду норовит завалиться в крен, уйти с курса, задрать или опустить нос. Нужно беспрерывно крутить штурвал... Гул моторов, однообразные движения штурвалом то вправо, то влево, на себя, от себя укачивают, прямо-таки убаюкивают. И летчик как будто и с открытыми глазами сидит, но приборов не видит. Его сознание на миг отключается. Спит человек. Сон этот длится секунду, может, две, но тут же, мгновенно очнувшись, кажется тебе: спал вечность! А поэтому руки начинают бессознательно крутить штурвал, и не всегда в ту сторону, куда нужно. Чтобы избавиться от этой беды - от сонливости, мы брали в полет нашатырный спирт. Некоторые мои однополчане так и сложили головы не над целью, где извергают огонь вражеские зенитки, где роятся "мессеры", а в обычном полете, потеряв бдительность. Все это хорошо знали, но выдержать постоянное напряжение в длительных полетах не могли».


Важно подчеркнуть, что опытные экипажи, хорошо освоившие самолет, вполне успешно справлялись с поставленными задачами.

Создание самолета и запуск его в производство - настоящий подвиг как со стороны авиаконструкторов, так и со стороны работников заводов. И многие дефекты машины связаны именно со спешкой, но не с просчетами в конструкции.

Всего было построено 5 256 Ил-4.

Боевое применение

Одна из самых страшных страниц в истории отечественной дальней авиации - первые дни войны, когда Ил-4 выступали в качестве штурмовиков и, неся огромные потери, с малых высот, без прикрытия истребительной авиации наносили удары по колонам противника. Связано это было с тем, что точки базирования дальних бомбардировщиков находились далеко от границы и они не были уничтожены в первые часы на аэродромах.

С 7 августа по 5 сентября 1941 года Ил-4 провели несколько бомбардировок столицы Третьего рейха Берлина, сбросив на нее несколько тонн бомб. Это имело важный психологический эффект.

Существовала также модификация самолета ДБ-3Т (торпедоносец). Машина могла нести торпеду 45-36-АН или 45-36-АВ.

Характеристики

Максимальная скорость на высоте: 430 км/ч; дальность полета: 3 800 км (с 1 000 кг бомб); практический потолок: 8 900 м; бомбовая нагрузка: 1 000 кг (нормальная), 2 500 (максимальная); масса снаряженного: 10 055 кг.

https://tvzvezda.ru/news/opk/content/202049125-3U7hU.html



Комментарии для сайта Cackle