Для перехода "оборонки" на "гражданку" государство разработало инвестиционную стратегию

Переориентация военной промышленности на передовую и конкурентоспособную гражданскую продукцию - это отдельный инвестиционный проект, требующий системного подхода и финансирования. Осознав это, государство разработало соответствующие инструменты - в частности, в Новосибирске впервые в России обсудили новую инвестиционную стратегию, которая должна помочь предприятиям ОПК перейти на "гражданку".

Основным инвестором конверсионных проектов в стране по заданию государства выступает госкорпорация "Внешэкономбанк". Здесь и "вооружились" стратегией развития, которая, по словам представителей корпорации, предполагает обновление инвестиционного процесса, повышение качества экспертизы проектов и прочие "новые возможности". Содействие процессу конверсии оборонных технологий в гражданские - один из приоритеов стратегии, наряду с поддержкой инноваций и несырьевого экспорта.

Необходимость систематизировать, упорядочить и поддержать усилия предприятий ОПК, направленные на переход к мирной продукции, назрела давно. Как считает заместитель полпреда президента РФ в СФО, инвестиционный уполномоченный Вадим Головко, сотрудничество предприятий ОПК с институтами развития, сопровождение их на этапе подготовки проектов, разработки и внедрения в производство позволит упростить работу и достичь результата.

При этом, как отметил советник председателя ГК, исполняющий обязанности гендиректора Федерального центра проектного финансирования Вяче-слав Синюгин, сейчас важно определить приоритеты, наладить обратную связь с "оборонщиками", чтобы составить первоочередной список необходимых к реализации конверсионных проектов.

Востребованные на "гражданке" проекты затрагивают разные отрасли промышленности, включая микроэлектронику, приборостроение, станкостроение, химическую промышленность, фармацевтику, выпуск медицинских изделий и оборудования.

Перспективными направлениями для конверсии названы "Умный город" в рамках программы "Цифровая экономика России", решение экологических проблем, энергетика, информационно-коммуникационные технологии, геолокация и гражданское машиностроение. При этом предприятия ОПК могут рассчитывать на поддержку проектов в сферах высоких технологий, экспорта и инфраструктуры - от упаковки до экспертизы готовой продукции.

Меры поддержки уже оказывают предприятиям, у которых есть серьезные заделы в диверсификации. В их числе - "Улан-Удэнский авиационный завод" (вертолеты, беспилотники), новосибирская компания "Швабе - Оборона" (медицинские проекты), "Иркутский авиационный завод" (самолет МС-21), АО "Информационные спутниковые системы" имени академика М. Ф. Решетнева" (модернизация производства) в Железногорске Красноярского края, ОАО "Омсктрансмаш".

И, надо отметить, предприятия ОПК, работающие в Сибирском округе, за последние несколько лет показали значительный рост гражданской продукции: ее доля с 2016 года выросла на восемь процентов и составила 26,6 процента в общем объеме производства (средний показатель по России - шестнадцать процентов). В 2013-2015 годах в регионах Сибири выпуск гражданской продукции на предприятиях ОПК оставался практически на одном уровне. В 2016-м, при сохранении примерно одинакового с 2015 годом объема государственного оборонного заказа, выпуск гражданской продукции возрос на девять процентов, а ее экспорт - на тринадцать процентов.

В числе проблем, с которыми сталкиваются предприятия ОПК при переходе к производству гражданской продукции и продукции двойного назначения, генеральный директор НПО "Конверсия" Сергей Астафуров назвал, прежде всего, нехватку инвестиционных средств. Этот вопрос как раз и призваны решить институты развития. Кроме того, руководители оборонных предприятий в большинстве своем не имеют опыта работы в условиях рынка и плохо представляют, какую гражданскую продукцию они могли бы производить. 

Маркетинг продукции в современном понимании не получил должного развития, нет представления, как продвигать свою продукцию, обучать персонал, выстраивать новую логистику, следить за изменением спроса. В целом для выхода на рынки с новой продукцией нужны существенные капиталовложения.

https://rg.ru/2017/08/17/reg-sibfo/v-sibiri-predstavili-strategiiu-perehoda-opk-na-grazhdanku.html


Комментарии для сайта Cackle