Казань: модернизация бомбардировщиков Ту-22М3 в версию Ту-22М3М

Общественный совет при Министерстве обороны России в рамках двухдневного визита в Казань посетил 17 марта Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова, на котором выпускается сверхзвуковой стратегический ракетоносец Ту-160М и проходит модернизацию дальний ракетоносец Ту-22М3 в версию Ту-22М3М.

По итогам посещения авиазавода «Московский комсомолец» разместил фоторепортаж, демонстрирующий сборку пассажирских самолётов Ту-214 в цехах, а также два Ту-22М3М на заводском аэродроме.

В своём ТГ-канале Центр анализа стратегий и технологий предположил, что на первом фото под лесами стоит завершённый модернизацией Ту-22М3М. Опознать его позволяет обтекатель штанги дозаправки топливом в полёте на носу самолёта, а также обтекатель в кормовой части, смонтированный вместо автоматической пушечной установки.

Фото: © Наталия Губернаторова / MK.ru

Работы над Ту-22М начались в 1965 году и декларировались как глубокая модернизация Ту-22. Однако в ходе проектирования общего у них осталось только тактическое назначение и наименование. Новый дальний бомбардировщик создавался под решение двух основных задач: нанесение ударов по стратегическим целям в пределах континента и поражение авианосных ударных групп и соединений. Постановление Совета Министров СССР от ноября 1967 года обязывало спроектировать дальний носитель ракеты типа X-22. Максимальная скорость оговаривалась 2300-2500 км/ч, дальность полёта на дозвуковых скоростях – 7000 км/ч, длина разбега и пробега не должна была превышать 1600 метров.

Результаты испытаний в 1969 году обозначили необходимость дальнейшей модернизации: Ту-22М0 показал дозвуковую дальность полёта – 4140 км, максимальную скорость – 1530 км/ч и длину разбега – 2600 м, что, конечно, не могло удовлетворить ни заказчика, ни ОКБ Туполева.

В декабре 1969 года было принято решение по модернизации Ту-22М0 в Ту-22М1. К 1973 году в Казани построили девять самолётов, но в строевые части они не поступили – основные характеристики оказались ниже требуемых. Крупной серией решили строить дальнейшее развитие темы – Ту-22М2. Головная машина серии взлетела 7 мая 1973 года, а испытания и доводки проводились до 1975-го. По сравнению с версией М1, лётные характеристики изменились мало. Тем не менее в августе 1976 года самолёт приняли на вооружение Дальней авиации и авиации ВМФ. Всего до окончания серийного производства в 1983 году в Казани построили 211 самолётов Ту-22М2.

Чтобы обеспечить заданные ещё в 1967 году параметры модернизация машины была продолжена. Она привела к созданию версии бомбардировщика Ту-22М3. Его первый полёт состоялся 20 июня 1977 года, а с 1978-го самолёт запустили в серийное производство. По лётно-техническим характеристикам Ту-22М3 значительно превосходил Ту-22М2: максимальная скорость – 2000 км/ч, потолок – 13,3 тыс. м, дальность – 6800 км, боевая нагрузка – до 24 т, суммарная боевая эффективность по сравнению с предшественником увеличилась в 2,2 раза. Но из-за множества доработок официально машину приняли на вооружение только в марте 1989 года. Всего в Казани построили 268 таких самолётов. Производство прекратили в 1993 году, предположительно, под давлением США.

По данным ежегодного отчёта издания FlightGlobal World air forces 2023 ВКС России имеют в своём составе 59 дальних бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М. Издание не приводит более подробные цифры с разбивкой по версиям самолёта. Отчёт The Military Balance 2023 сообщает, что на вооружении российской армии стоят 60 самолётов Ту-22М3 (стр. 191).

На модернизацию Ту-22М3 повлияла война в Сирии. 17 ноября 2015 года 12 Ту-22М3 (вместе с Ту-95МС и Ту-160М) нанесли свой первый удар по ИГИЛ (организация запрещена в России). Ту-95МС и Ту-160М работали крылатыми ракетами, не заходя в воздушное пространство Сирии. А усиленная эскадрилья Ту-22М3, действовавшая с авиабазы в Моздоке, применяла обычные авиабомбы. Тогдашний командующий Дальней авиацией Анатолий Жихарев сообщал: «В ходе выполнения ударов самолёты Ту-22М3 за один вылет, продолжавшийся 5 часов 20 минут, преодолели расстояние 4510 километров».

Осенью 2017 года появилась информация, что завершена разработка документации на Ту-22М3М, на Казанском авиазаводе идёт подготовка производства для ремонта и модернизации бомбардировщиков, находящихся в строевых частях ВКС.

Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования Ту-22М3М унифицированным с Ту-160М нового поколения. Это касается всей авионики, включая навигационно-прицельный комплекс, самолёт оборудуется стеклянной кабиной с многофункциональными дисплеями. Силовая установка обновлённого бомбардировщика идентична Ту-160М – это новые двигатели НК-32-02 самарского ПАО "Кузнецов".

Всего из примерно 60 строевых дальних ракетоносцев Ту-22М3 модернизацию на Казанском авиазаводе в версию Ту-22М3М пройдут 30 машин.

https://aviation21.ru/v-kazani-idyot-modernizaciya-bombardirovshhikov-tu-22m3-v-versiyu-tu-22m3m/

Комментарии для сайта Cackle