Критерии принадлежности Су-57 к элите

По итогам 2022 года Воздушно-космические силы России получили на вооружение шесть многофункциональных истребителей Су-57. Их производство в Комсомольске-на-Амуре ежегодно растёт, и на 1 января 2023 года в армии эксплуатируются уже десять таких самолётов. Опытные Су-57 «засветились» в Сирии, а серийные машины применяются на Украине в ходе СВО для подавления расчётов ПВО и решения других боевых задач. В этой связи уместно напомнить о тех качествах истребителя, которые делают его по-настоящему современным ударным самолётом, и по которым Су-57 можно отнести к элите мировой истребительной авиации.

Су-57 называют машиной новой генерации – истребителем пятого поколения. Но что считать критериями, по которым тот или иной боевой самолёт можно было бы отнести к четвёртому, пятому или даже шестому поколению? Такое деление на поколения достаточно условно, и в каждой стране свои критерии, определяющие поколение боевой авиационной техники. При этом есть общие характеристики, позволяющие говорить о принадлежности летательного аппарата к тому или иному поколению.

Если речь идёт про истребители пятого поколения, то их отличительными особенностями являются возможность выполнять крейсерский сверхзвуковой полёт, более низкий уровень радиолокационной, инфракрасной, оптической и звуковой заметности по сравнению с самолётами предыдущего поколения. Комплекс бортового оборудования должен строится по принципу открытой архитектуры, что позволяет реализовать принцип модульности при построении авионики.

Также к самолётам новой генерации предъявляются повышенные требования по автоматизации и интеллектуальной поддержке экипажа. Многоканальные бортовые датчики обеспечивают для лётчика сферическую ситуационную осведомлённость. Как следствие, комплекс пятого поколения становится элементом сетецентрической структуры управления вооруженными силами.

В чём же заключаются отличия тех или иных самолётов пятого поколения в зависимости от страны, где они созданы? Первое, что отличает Су-57 от всех остальных представителей семейства самолётов пятого поколения в мире, – это многофункциональность. Изначально к ПАК ФА (в последующем – Су-57) предъявлялись требования по решению как задач типа «воздух-воздух», свойственных истребителю завоевания превосходства в воздухе, так и ударные возможности типа «воздух-поверхность», свойственные истребителю-бомбардировщику.

Если сравнивать Су-57, например, с F-22, то «Раптор» изначально создавался только как истребитель для завоевания превосходства в воздухе, эти задачи у него доминируют, занимая порядка 90% из общего объёма вариантов применения.

Другой американский самолёт пятого поколения – F-35 наоборот создавался как истребитель-бомбардировщик с акцентом на ударные задачи. При этом каждый из них имеет некоторую степень многофункциональности. Но по сравнению с Су-57 эта многофункциональность распределена менее равномерно между различными типами задач. Су-57 способен решать истребительные и ударные задачи примерно в равных пропорциях.

Комментарии для сайта Cackle