National Interest : "Киев" это авианосец созданный для уничтожения других авианосцев

В конце холодной войны Советский Союз произвел ряд уникальных авианосцев. Известные как класс «Киев». Эти корабли были заложены во времена  адмирала Сергея Горшкова. Назначенный Никитой Хрущевым на должность Главнокомандующего ВМФ СССР в 1956 году Горшков прослужил на этой должности замечательные двадцать девять лет.

В то время как Горшков выделял огромную часть бюджета Советского ВМФ на строительство подводных лодок с баллистическими ракетами, он хотел иметь сбалансированные силы, способные проецировать военную мощь за рубежом. Столкнувшись с неизбежным развертыванием ракет Trident C-3 большой дальности, запускаемых с подводных лодок, советскому флоту придется действовать еще дальше от евразийского континента, чтобы противостоять им. Это поставит советский флот прямо против авианосных групп военно-морского флота США.

В то же время в орбиту влияния СССР попадали все больше стран, предоставляя Советскому Союзу портовые сооружения. Куба в Западном полушарии, Вьетнам в Азии, Ангола в Африке, Сирия, Египет, Йемен и Ливия на Ближнем Востоке, Эфиопия и Сомали на Африканском Роге - все они предоставляли якорные стоянки для советского военно-морского флота для посещения и демонстрации братского социализма. Если Советский Союз хотел сохранить и даже расширить сеть зарубежных союзников, ему потребовались бы военно-морские силы с крупными кораблями, способные посещать таких союзников и принимать участие в видимых демонстрациях поддержки.

Четыре авианосца класса «Киев» были частью крупного судостроительного проекта, призванного выполнить этот набор задач.

В 1975 году   появился «Киев», а за ним - «Минск»  (1978),  "Новороссийск"  (1982) и "Баку"  (1987). Все четыре были построены на Николаевских Южных верфях в Украине. Как и предыдущие корабли класса «Москва», корабли представляли собой смесь типов кораблей: передняя половина напоминала ракетный крейсер, а остальная часть корабля напоминала авианосец. На высоте 899 футов корабли были примерно на 85 процентов длиннее новых авианосцев класса «Нимиц» ВМС США.

Спереди корабль имел значительную огневую мощь с восемью  противокорабельными ракетами SS-N-12 «Песочница» . Каждый SS-N-12, известный в Советском Союзе как 4K80, нес фугасную боеголовку весом 2000 фунтов или ядерную боеголовку мощностью 350 килотонн. Дальность действия «Песочницы» составляла 341 миля, данные о наведении обеспечивались береговыми  патрульными самолетами Ту-95  или вертолетами киевского авиакрыла. Вариант с ядерной боеголовкой был бы особенно эффективным против боевых групп авианосцев США, поскольку для уничтожения авианосца требовалась только одна ракета.

Большой корабль, предназначенный для противостояния американскому авианосцу, нуждался в мощной противовоздушной обороне, и класс «Киев» не разочаровал. Первые три корабля были оснащены парой двухрельсовых  ракетных установок  SA-N-3 (по классификации НАТО: «Кубок») с 72 ракетами под палубой, а четвертый корабль,  "Баку" , получил модернизированное вооружение с 192  ракетами 9K330. Зенитные ракеты "Тор" приходят на  смену СА-Н-3. Корабли также несли сорок 9К33  "Оса" - морскую версию ракеты малой дальности наземного базирования SA-8 «Геккон». Наконец, для ближней защиты от приближающихся ракет каждый Киев имел по восемь 30-миллиметровых радарных орудий Гатлинга АК-630. Другое стандартное вооружение включало два комплекта 76-миллиметровых орудий двойного назначения, одно направленное вперед и одно назад, две  противолодочные реактивные системы залпового огня РБУ-6000 и десять противолодочных торпед.

Однако настоящим нововведением, обнаруженным в классе Kiev, были авиационные возможности корабля. Корабли имели полетную палубу под углом шесть градусов, которая начиналась параллельно мостику и доходила до кормы; таким образом, летная палуба авианосца могла составлять две трети общей длины корабля, в то время как половина корабля сохраняла традиционные характеристики крейсера. Носители были предназначены для эксплуатации до двадцати двух  истребителей Як-38 «Форджер» , которые использовали два двигателя, обращенных вниз, и двигатель векторной тяги в задней части для взлета и посадки вертикально. В море, однако, корабли обычно несли до тринадцати фальсификаторов и дюжину  вертолетов Ка-25 «Гормон»,  действующих в качестве противолодочных, загоризонтных ракетных целеуказателей для ракет SS-N-12 и поисково-спасательных функций. .

После распада Советского Союза корабли оказались в руках Российской Федерации, которая не могла позволить себе их содержание. Хуже того, Николаевские Южные верфи и запасные части теперь находились в отдельной стране - Украине. Все «Киевы» были списаны, а пятое безымянное судно так и не было построено. "Киев" был продан Китаю, где стал гостиницей, а Минск, как   сообщается, станет частью тематического парка. Новороссийск  был разделен в Пхохане, Южная Корея, в 1990-х годах.

Из всех четырех могучих кораблей остался только один - «  Баку». Самый современный корабль из всех четырех в лучшем состоянии, «Баку»  был оставлен, переименован в «Адмирал Горшков» и затем продан правительству Индии для преобразования в полноценный авианосец.  Переоборудованный российскими верфями Севмаша в 2000-х и 2010-х годах , сегодня он известен как авианосец «Викрамадитья»  и является флагманом индийского флота.

Авианосцы типа «Киев» были амбициозной попыткой дать России мощный корабль, способный противостоять американским авианосцам и в то же время выслеживать подводные лодки, которые представляли угрозу для советской родины. 

https://nationalinterest.org/blog/reboot/kiev-class-russian-aircraft-carrier-was-built-kill-other-carriers-172754

Комментарии для сайта Cackle