Разработки петербургских ОКБ впечатляют даже тех, кто далек от авиатехнологий

«Концерн Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) входит в госкорпорацию «Ростех» и объединяет более шестидесяти компаний и научных учреждений оборонного назначения. Лучшие инженерные умы трудятся над бортовым оборудованием, измерительной техникой, выручают российское машиностроение.

Корреспондент «Росбалта» посетил два петербургских предприятия концерна: опытно-конструкторское бюро «Электроавтоматика» (ОКБ) и ПАО «Техприбор». За один день удалось ознакомиться с новейшими разработками компаний — увидеть перспективное будущее российской авиации.

Из прошлого в будущее

Опытно-конструкторское бюро «Электроавтоматика» — старейшее предприятие, которое создает бортовые приборы для самолетов. Еще в 1946 году здесь приняли первых сотрудников. Сегодня же ОКБ действует в составе «Концерна «Радиоэлектронные технологии» и сосредоточилось на внедрении в авиацию технологии интегрированной модульной авионики.

Фото ИА «Росбалт»

«Есть такие приборы, которые в нашей стране — да и во всем мире — производятся единицами фирм. Я имею в виду, например, коллиматорные авиационные индикаторы. Их используют не только в решении боевых задач, но и в пилотировании, обеспечении безопасности полетов, в том числе гражданских самолетов, — начал рассказывать первый заместитель генерального директора Анатолий Шукалов. — Посмотрите, здесь отображаются показатели высоты, скорости, курса. За счет включенной имитации полета мы контролируем, чтобы он проходил в соответствии с заданными параметрами физической модели самолета. Это позволяет проследить, нет ли каких-то недостатков в индикации, корректно ли все отображается. Выверенное программное обеспечение потом загружается в оборудование, устанавливаемое на настоящий борт».

За пару часов сотрудники предприятия показали и другие разработки, причем не только авиационные. Так, здесь создают устройства, отвечающие за торможение поездов. Привлекает внимание и необычный для железнодорожника шлем.

Фото ИА «Росбалт»

«В обычную строительную каску спрятан микрокомпьютер. Здесь есть видеокамера, тепловизор, элемент индикации, полноценная аудиосвязь — гарнитура на основе технологии костной проводимости», — отметил Шукалов.

Сотрудники представили и более масштабные модели, например, кабину самолета. Садишься внутрь и чувствуешь себя пилотом — чем не аттракцион? Вот только такое оборудование не игрушка. На экран выводится картинка с реальным полетом, а инженер в это время занимается калибровкой изображения, корректирует программное обеспечение.

Фото ИА «Росбалт»

Пока основные мощности предприятия направили на военную промышленность, но гражданская авиация в стороне не осталась. Так, ОКБ разработало два вычислительных модуля для пассажирского самолета МС-21. Здесь же занимаются и модным сегодня импортозамещением: бюро создало нашлемную систему взамен украинской. Пандемия коронавируса при этом не слишком ударила по «Электроавтоматике».

«У нас есть контракты на 2020 год и значительный объем приходится на 2021-й. При этом работы по выполнению гособоронзаказа и по линии военно-технического сотрудничества составляют более 95% общего объема», — уточнили в руководстве.

Уникальные технологии

Следующая точка маршрута — на Варшавской улице, бывший испытательный аэродром. Предприятие ПАО «Техприбор» эффективно работает с 1942 года. Сегодня здесь создают бортовую авионику для самолетов и вертолетов. 

Первая остановка у стенда Ру-200. Здесь проводят натурные испытания на авиационном керосине, испытания датчиков расхода во всем диапазоне значений расхода. Стенд обладает уникальными техническими характеристиками. 

Фото ИА «Росбалт»

Далее проходим на участок настройки. Он оснащен современным технологическим оборудованием с применением высокой степени цифровизации процесса настройки изделий, позволяющей избежать человеческой ошибки и сокращающей в разы время настройки конечных изделий. Это достигается использованием аппаратно-программных комплексов, выполняющих все тесты в автоматизированном режиме с реализацией ручного пошагового режима для поиска неисправностей.

Ну и завершался осмотр площадки уникальным испытательным стендом СТ-21, который предназначен для наземных испытаний топливной системы самолета. При этом геометрия баков и агрегаты топливной системы полностью соответствуют устанавливаемым на самолет. Стенд позволяет провести сертификацию топливной системы под требования российского законодательства до установки системы на самолет, что позволяет снизить стоимость испытаний и риски, с ними связанные.

Фото ИА «Росбалт»

По словам генерального директора Камо Абрамяна, ПАО «Техприбор» является исключительным и единственным предприятием в России в части разработки и производства бортовых систем и комплексов контроля и управления топливом.

«Су-35, Миг-29, Су-57, Ил-76, Су-24, Як-130, Ми-28, К-32, Ми-8 — сегодня все самолеты и вертолеты, которые создают в России, поднимаются в небо с помощью продукции «Техприбора». В числе наших перспективных разработок участие в создании широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR-929, среднемагистрального самолета МС-21, SuperJet new. Все это возможно благодаря уникальной команде российских инженеров, которые много лет трудятся на нашем заводе», — отметил Абрамян.

«Техприбор» заточен на создание технологических новинок, но богатую историю здесь все же бережно хранят. Лидия Маркова с нуля создала музей, который не раз признавали лучшим среди производственных музеев России. Архивные фотографии и документы, образцы разработок для самолетов и космических аппаратов, медали и другие награды — все это хранится в богатейшей коллекции.

Фото ИА «Росбалт»

«Это совершенно уникальное предприятие с многолетней историей. Оно и сегодня, остается стратегически важным и работает на оборону нашей страны», — заключила директор музея.

Спорить не приходится. Разработки «Электроавтоматики» и «Техприбора» впечатляют даже тех, кто далек от сферы авиационных технологий.

Андрей Михайлов

https://www.rosbalt.ru/piter/2020/06/17/1849373.html

Комментарии для сайта Cackle