Советская ПВО самым жёстким способом пресекала попытки американцев проникнуть в воздушное пространство страны

По всей видимости, барражирование у российских границ занятие нервное. Вот и пилоты американских многоцелевых самолётов-разведчиков P-8 Poseidon («Посейдон») рассказали в эфире CNN, что при каждой встрече в небе над Чёрным морем с российскими сверхзвуковыми истребителями Су-27 они ощущают страх. 

Капитан Тим Томпсон назвал главной опасностью возможный просчёт человеческого фактора российскими экипажами самолётов-перехватчиков, а лейтенант Дэниел Лаудон заявил, что экипаж «при каждой встрече выбрасывает адреналин», ибо российские истребители могут мгновенно изменить траекторию и высоту, тогда как «Посейдоны» предназначены для спокойного полёта без резких действий.

Тем не менее американцы продолжают провокации в небе у границ российского Крыма. Хотя известны случаи, когда за такие проделки им здорово доставалось.

И получили по носу

Вечером 1 июля 1960 года американский военный самолёт нарушил государственную границу СССР над Баренцевым морем в 22 километрах севернее мыса Святой Нос и был сбит советским истребителем. «Обязательно им нужен был этот Святой Нос, - пошутил на пресс-конференции 12 июля Никита Сергеевич Хрущёв. - И вот возле этого Носа они и сунули к нам свой нос».

В течение десяти дней, пока Никита Хрущев находился в зарубежной поездке, советская сторона ничего не сообщала об уничтожении самолёта-нарушителя. Видимо, ждали его возвращения и соответствующих решений. Впрочем, на пресс-конференции с участием советского лидера речь шла только о финальной стадии этой драматической истории.

Подробности штурман и второй пилот первые лейтенанты ВВС США Джон Маккоун и Фримен Олмстед (из шести членов экипажа американского самолёта только они остались в живых) рассказали на следствии в Комитете государственной безопасности СССР.


Из материалов следствия

- Подготовка к полёту была необычной, даже странной, но нас поразило другое. Командира экипажа капитана Эрнста Палма провожала жена.

- При чём здесь жена? (вопрос следователя. - Ред.)

- Плохая примета, когда лётчика провожает жена. До этого она никогда не провожала, а тут прощалась, словно больше не увидит мужа, слезы на глазах. Знал наш командир, видимо, что за полёт предстоит...

Советский лётчик-истребитель капитан Василий Поляков пресёк полёт американского самолёта RB-47 ровно через два месяца после того, как над Уралом был сбит U-2, пилотируемый старшим лейтенантом американских ВВС Френсисом Пауэрсом. И мировую общественность интересовало, что же это было: или американцы пошли на обострение международной обстановки, поэтому устроили авантюру, или RB-47 просто заблудился? Действия экипажа, подкреплённые показаниями самих пилотов позволили советской стороне сделать вывод о том, что это была заранее спланированная шпионская акция с задачей произвести разведку стратегически важного района СССР и проверить, будет ли засечён бомбардировщик, переоборудованный в дальний разведчик и получивший индекс RB-47.

Советский лётчик-истребитель капитан Василий Поляков пресёк полёт американского самолёта RB-47.
© fishki.net
 Советский лётчик-истребитель капитан Василий Поляков пресёк полёт американского самолёта RB-47.


Принадлежавший авиационному подразделению американской военно-стратегической разведки самолёт взял старт с американской военной базы в Брайз-Нортон (Англия) 1 июля 1960 года в 10 часов по гринвичскому времени и направился по маршруту, проходившему вдоль северных границ Норвегии и Советского Союза. Подобные полёты совершались и ранее, но...

Из показаний первых лейтенантов Маккоуна и Олмстеда:

«За несколько дней до вылета с нами провели занятие, как вести себя в России, если вдруг нас "занесёт" туда. Советовали тайно связываться с дипломатами посольств, консульств западных стран. Непосредственно перед вылетом командир подразделения майор Дебелл предупредил нас: полёт должен сохраняться в строгой тайне - вам запрещается поддерживать регулярную радиосвязь с базой. А затем вручил командиру экипажа пакет, ранее это никогда не делалось».

Особенности полёта состояли в том, что штурману приходилось вносить поправки: самолёт почему-то всё время отклонялся от запланированного маршрута. На следствии Джона Маккоуна спросили: «Мог ли командир экипажа обойтись без штурмана?» Подумав, пилот ответил, что капитан Палм, будучи опытнейшим лётчиком (к тому времени он, образно говоря, облетел весь мир), вёл самолёт самостоятельно. К восемнадцати часам по московскому времени RB-47 уже летел над Баренцевым морем, под крылом были воды СССР.

Boeing RB-47 Stratojet в Музее ВВС США. Дейтон, Огайо.
© flickr.com
 Boeing RB-47 Stratojet в Музее ВВС США. Дейтон, Огайо.

МиГ-19 идёт на перехват

К тому времени советские локаторы засекли неопознанную цель. Именно цель, ибо из причастных к тому драматическому факту специалистов никто не знал, какого гостя они «принимают». В авиационном истребительном полку, где в этот день боевое дежурство нёс капитан Василий Поляков, объявили готовность.

«Обычное было дежурство, - делился воспоминаниями с автором этих заметок житель Севастополя Василий Амвросиевич Поляков, уже будучи майором в отставке. - Осложнений не предвиделось, а к вечеру - сигнал...»

Василий Поляков в полку был одним из опытных лётчиков, в совершенстве освоившим МиГ-19, командовал звеном. Кроме учёбы в Армавирском военном авиационном училище, у него за плечами было восемь лет в истребительных частях противовоздушной обороны. Не случайно 1 мая на перехват самолёта-шпиона U-2, пилотируемого Пауэрсом, из полка назначили именно Полякова. Но тогда поединок просто не состоялся - американский самолёт-шпион не долетел до Кольского полуострова, был сбит на Урале. И вот очередной самолёт-нарушитель.

Военные атташе иностранных государств на выставке останков сбитого самолёта в ЦПКиО в мае 1960.
© wikipedia.org
 Военные атташе иностранных государств на выставке останков сбитого самолёта в ЦПКиО в мае 1960.

В готовности к немедленному взлёту на аэродроме находился и пилот соседнего полка, где на вооружении стояли высотные перехватчики Су-9. Однако Поляков оказался расторопнее и поднялся в воздух раньше. Пилоту Су-9 предстояло ещё надеть гермошлем, вот и не успел.

- Подбегаю к самолёту, - рассказывал Василий Амвросиевич, - а двигатель машины уже запущен. Взлетел, и сразу пошло наведение. Знал ли, что передо мной американский бомбардировщик, вооружённый двумя 20-мм пушками? Нет. В душе надеялся: цель - учебная. Но вот поступает команда «Перезарядить оружие». Понял: поединок предстоит реальный. Стремительное сближение, и я увидел самолёт, опознавательные знаки ВВС США, лица пилотов. Подошёл ближе к бомбардировщику и эволюциями машины начал показывать: следуйте за мной. Самолёт военный, но он мог заблудиться. Наилучшее решение - посадить его. Однако бомбардировщик не реагировал на сигналы. Это осложняло дело, пилоты просто не могли не видеть меня. «Что делать?» - запросил землю. Молчание...

Прервём на этом месте рассказ Василия Амвросиевича для небольшого отступления, чтобы прояснить ситуацию. Если в воздухе лётчик действовал безукоризненно, то на земле не обошлось без изъянов. Наводил Полякова на цель один из старших офицеров полка. Он грамотно руководил действиями лётчика истребителя до того момента, пока Поляков не сообщил, что цель уходит. Офицер растерялся и, по свидетельству очевидцев, не мог прийти в себя в течение нескольких минут.

Но хорошо, что рядом оказался его помощник, член боевого расчёта командного пункта старший лейтенант Анатолий Котляров. Убедившись, что самолёт боевой и не реагирует на требование идти на посадку, он приказал лётчику уничтожить цель, за что впоследствии был удостоен государственной награды.

В воздух был поднят МиГ-19, управляемый капитаном Василием Поляковым.
© авиару.рф
 В воздух был поднят МиГ-19, управляемый капитаном Василием Поляковым.

Продолжение рассказа Полякова

- После затянувшегося молчания - команда: «Уничтожить». Приготовился к атаке, сначала мелькнула мысль использовать ракеты, но до нарушителя было слишком близко, и я дал пушечный залп. RB-47 вздрогнул и пошёл на снижение. Я понял: попадание точное, и сделал крутой отворот - бомбардировщик мог открыть ответный огонь. На вершине горки почувствовал: меня не достать и уже спокойно воспринял исходящие от самолёта яркие пульсирующие точки. Потом Маккоун и Олмстед утверждали, что орудия сработали вопреки их воле - при катапультировании кто-то из пилотов случайно нажал на гашетку. А может, и не стреляли орудия, а я увидел играющие на металле стремительно падающего RB-47 солнечные блики… Сначала машина задымилась, затем из неё вырвался факел, и в ту же секунду - провалилась в облаках. Я сделал ещё круг, убедился, что самолёт уничтожен, и доложил: «Цель исчезла». Понимал, переговоры могли прослушиваться американской радиоразведкой (так оно и было. - Ред.) и намеренно придал докладу некую неопределённость. Но тут с земли донеслось суровое: «Где цель?» И я чётко ответил: «Уничтожена». Только после этого последовала команда на посадку.

А через несколько дней капитана Полякова вызвали в Москву. Вернулся он уже с наградой - орденом Красного Знамени.

«Тренировка» ценою в жизнь

Теперь о судьбе экипажа американского самолёта-разведчика RB-47. Командир, второй пилот и штурман катапультировались. Олмстеда и Маккоуна подобрало советское рыболовное судно. Командир экипажа капитан Палм погиб от переохлаждения, его окоченевшее тело обнаружили в резиновой лодке. А вот для специалистов по фото- и радиоэлектронной аппаратуре капитана Поуза и первых лейтенантов Гоуфорта и Филипса катапульты не предусматривались. Офицеры погибли, видимо, в момент падения самолёта. Поиски результатов не дали.

...Они сидели напротив друг друга - советский лётчик капитан Василий Поляков и первые лейтенанты ВВС США Джон Маккоун и Фримен Олмстед.

- Были ли вы знакомы друг с другом до воздушного поединка? Есть ли у вас личные счёты, - спросил следователь.

Все трое озадаченно переглянулись.

- Я спрашиваю серьёзно. Такой вопрос я обязан задать всем троим.

Претензий у лётчиков друг к другу не было. К смертельной схватке их привела не личная неприязнь, а холодная война, сделавшая в 1960 году очередной вираж. Как уже говорилось, четыре американских лётчика погибли. Однако их смерти не остановили заокеанских стратегов, которые продолжали посылать авиацию к границам СССР.

Журнал U.S. News & World Report, даже после того как сотни других американских лётчиков бесследно исчезли в воздушном пространстве Советского Союза, публиковал сообщения от имени официальных лиц США, будто это были всего лишь тренировочные полёты или изучение метеоусловий. Но далеко не все в Америке принимали такие объяснения за чистую монету.

Тем не менее Соединённые Штаты, невзирая на неудачи и гибель пилотов, продолжали проверять на прочность границы СССР. С этой целью был создан высотный сверхскоростной самолёт SR-71, получивший название «Чёрный дрозд». Надеясь, что их не догонит ни одна ракета, ни один истребитель экипажи «Чёрных дроздов» стали нарушать границы многих государств, в том числе и советские.

Стратегический разведчик SR-71 «Blackbird».
© lockheedmartin.com
 Стратегический разведчик SR-71 «Blackbird».

Однако в 1981 году в Советском Союзе был принят на вооружение истребитель-перехватчик МиГ-31, лётные характеристики которого позволяли осуществить перехват SR-71. Специалисты утверждают, что именно МиГ-31 заставил ВВС США отказаться от применения SR-71. Ну что ж, если бы американцы не лезли в советское воздушное пространство, не было бы и жёсткого противодействия, не погибли бы люди.

К сожалению, история повторяется - американские самолёты снова стали появляться у наших границ. В общем, летают и очень часто. Но при этом не плохо бы помнить, что СССР не жаловал нарушителей своего воздушного пространства. Да и Россия вряд ли потерпит. 

https://zvezdaweekly.ru/news/202010161810-CMJY9.html

Комментарии для сайта Cackle