ЦИАМ: о ходе работ по гибридным и водородным двигателям

Дата: 17:38, 07.02.2022
Категории:  Новости, Авиастроение, Центральный

В феврале 2021 года на аэродроме Сибирского научно-исследовательского института авиации им. Чаплыгина начался этап наземных отработок летающей лаборатории на базе самолёта Як-40 с демонстратором гибридной силовой установки, оснащённой электродвигателем на высокотемпературных сверхпроводниках (ВТСП), работу над которым ведёт Центральный институт авиационного машиностроения им. Баранова в партнёрстве с СибНИА. Редакция сайта «Авиация России» обратилась в ЦИАМ с просьбой рассказать, на каком этапе находится эта работа сейчас и какие у института планы на 2022 год.

После наземных испытаний в феврале 2021 года, подтвердивших устойчивую совместную работу двигателя со всеми системами воздушного судна, Як-40ЛЛ прошёл комплекс лётных испытаний, и в июле летающая лаборатория была представлена на МАКС 2021, где был выполнен демонстрационный полёт. После авиасалона самолёт вернулся в Новосибирск на базу СибНИАдля продолжения испытаний. В настоящее время демонстратор ГСУ дорабатывается и во второй половине 2022 года вновь будет установлен на летающую лабораторию. Трёхлетняя научно-исследовательская работа «Электролёт СУ-2020» будет завершена в конце года.

В планах ЦИАМ на 2022 год – начало работ над созданием ГСУ с кратно большей мощностью – 1,5-2,0 мВт. Её особенностью станет использование не только более мощного привода на базе двигателя ВК-2500, но и применение жидкого водорода в качестве топлива и хладагента. С понижением температуры мощность электрических машин на ВТСП практически утраивается при сохранении массо-габаритных характеристик.

Как рассказал представитель ЦИАМ, работа над водородной ГСУ будет идти по уже отработанной схеме: создание наземного демонстратора, комплекс наземных испытаний на стендах, затем установка на летающую лабораторию для прохождения наземных экспериментов и последующая подготовка к выполнению первых полётов. С учётом сложности инженерных задач весь проект рассчитан на период до пяти лет.


Элементы гибридной силовой установки внутри Як-40ЛЛ. Фото с сайта Фонда перспективных исследований
Комментарии для сайта Cackle