Денис БАРЫШНИКОВ - Авиационный кластер передают из одного ведомства в другое, как бесприданницу

Дата: 7:50, 10.07.2018
Категории:  Новости, Авиастроение, Округа

Денис Барышников работал гендиректором ПОЭЗ Ульяновск,  руководил промышленной зоной с 2009 года, с момента её создания. До этого трудился директором по проектному финансированию в компании «Волга – Днепр» и генеральным директором «ВолгаТехнопорт». 

«Авиационный кластер, как бесприданницу, передают из одного ведомства в другое». Денис БАРЫШНИКОВ в разговоре о эволюции и перспективах МАТФ говорит, что программы развития остаются за порогом

В последнее время крупные «знаковые» мероприятия региона наметили тенденцию к утрате стратегии постановки конкретных задач и, соответственно, получения конкретных результатов. Форумы все более проводятся ради форумов. Лучше всего это просматривается в проведении Форума культурного, который уже несколько лет как превратился в непонятную солянку из тренингов, семинаров и собранных по принципу «на что хватило бюджета» выступлений разномастных спикеров. Цели ставятся самые общие, пиар уже работает сугубо ради пиара (напомним анекдот начала текущей недели, когда было заявлено о приглашении Канделаки и Парфенова, но, как оказалось, пока будет все тот же спикер прошлого года — урбанист Свят Мурунов). Но это — культура: к гуманитарной сфере всегда сложнее предъявить конкретные требования. Больше спрос с реального сектора. Отсюда наше повышенное внимание к проведению другого знакового для региона мероприятия — Форума авиационного (МАТФ).

В мае нам попала в руки и была представлена на общее внимание конкретная смета организации предстоящего авиационного форума МАТФ-2018: «3 млн на режиссуру и 6 на обустройство площадки». Мы предложили задать вопросы организаторам. В комментариях под материалом и на почте собралось 12 содержательных вопросов. Мы переадресовали их курирующему мероприятие первому заместителю председателя правительства Андрею Тюрину (ответы по ссылке) и основному организатору форума, главе петербургского Центра навыков и компетенций в индустрии гостеприимства  Олесе Дворак (ответы по ссылке). Часть вопросов переадресовали компании АНО «Улконгресс», которая занимается технической стороной организации форума (ответ).

Решили собрать и экспертные мнения людей, в те или иные годы напрямую причастных к МАТФу. Сегодня побеседовали с руководителем «ОЭЗ-Сервис» Денисом Барышниковым, который в разные годы был в числе основных организаторов форума.

— Денис, вопрос «в лоб»: зачем региону МАТФ?
-МАТФ региону нужен однозначно! Это очень правильный формат продвижения инфраструктурных площадок региона. Губернатором принято решение о проведении Форума на площадке только что построенной и единственной в России Портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ). Первое: МАТФ-это инструмент приземления новых инвесторов на территории ПОЭЗ.

Второе: МАТФ – средство получения новых контрактов теми предприятиями авиационной отрасли, которые уже работают у нас. Это основные задачи, решаемые МАТФ на микроуровне региона.

— Тогда откуда скепсис?
— Скепсис сугубо относится к тому, к чему МАТФ пришел. К сожалению, текущий формат проведения мероприятия достигать этих целей просто не позволяет . Список конференций и деловая программа, которая формируется, задачам просто не соответствуют: они не позволяют собрать целевую аудиторию предприятий, которые вписываются в профиль бизнеса Авиастара, Композита и прочих. А значит, и их развития. Я посмотрел повестку МАТФа — 90% мероприятий деловой программы отвечают только на политическую повестку. Темы ставятся правильные, связанные с человеческим капиталом, с решением кадровых проблем, но подобного рода мероприятия не способны привлечь необходимую региону целевую аудиторию. Они являются изначально затратными и построены по принципу «просто дайте денег». По большому счету, заказчиком здесь может быть только одно лицо — это первое лицо региона. Которое благодаря МАТФу отрабатывает политическую повестку. И такая повестка тоже нужна, но за ней тем более должна стоять плотная работа профильных организаций, потому что это еще большая ответственность исполнителей. В первую очередь, здесь речь о Министерстве промышленности, которое должно заниматься авиацией, либо о профессиональной организации ульяновского авиационного кластера, которая должна просыпаться не в момент проведения МАТФа.
Подготовка к следующему МАТФу должна начинаться практически с окончания предыдущего форума. Это постоянная работа по выстраиванию кооперационных цепочек предприятий. Работа по встраиванию Авиастара и всего перечня предприятий ульяновского авиационного кластера в кооперационные цепочки новой авиационной продукции. Но именно этого и не происходит.

По большому счету, ульяновский авиационный кластер — управляющая компания ульяновского авиационного кластера, как таковая, не существует. Вернее, с уходом Зинурова из региона, эта деятельность практически прекратилась. Авиационный кластер, как бесприданницу, передают из одного ведомства в другое. На мой взгляд, в рамках государственных полномочий подобного рода деятельность вести в принципе невозможно. Здесь необходима узкоспециализированная профессиональная организация, которая хорошо разбирается в отрасли.
Весь ульяновский авиационный кластер выходит за рамки региональной повестки. В производстве самолета участвуют тысячи российских и международных предприятий, то есть по всем программам административно-территориальные границы отсутствуют. Кластер, его развитие — это связи  и именно их необходимо развивать.

— Можно ли сказать, что МАТФ в таком виде, в котором он сейчас существует, на самом деле затратен и не нужен?
— Да, в таком виде он очень затратен. Но дело даже не в этом. Вопрос в соотношении: вложенные деньги-полученный результат. А здесь, повторюсь: единственное мероприятие, которое хоть как-то привлекает нужную целевую аудиторию — мероприятие под маркой концерна «ИЛ», посвященное самолету «ИЛ-76». Но программа была актуальна 4 года назад, когда реально разворачивалась программа строительства этих самолетов и огромное количество предприятий хотело в эту программу попасть. Тогда мы воспользовались активно зашли и у нас на портовой особой экономической зоне появился резидент – Промтехульяновск . Это в том числе результат МАТФ.
На данный момент программа «ИЛ-76» полностью сформирована. А те программы, в которые мы можем войти, создать задел на будущее, работать ближайшие 10-15 лет и быть в лидерах — остаются за порогом.

— О каких конкретно программах речь?
— Я говорю о программе производства новейшего и супер актуального самолета МС-21. Это будущее, в том числе и регионального авиапрома. В эту программу уже сейчас заходят и зарубежные партнеры – видят потенциал, а у нас эта программа на форуме даже не заявляется.

— Ну и вечно всех волнующий вопрос о бюджете.
— Мы видели, в том числе и у Вас на портале были комментарии, что Форум финансируется из внебюджетных источников. Я принимал участие в организации МАТФов четыре и пять лет назад. Более 50% бюджета форума — это деньги Авиастара, которые финансируются в соответствии с соглашением о налоговой льготе по налогам на имущество. Так было всегда. Этот МАТФ ничем не может отличаться от предыдущих. Коммерческих мероприятий в нем на порядок меньше, чем в предыдущих авиафорумах. Поэтому уверен, что авиастаровский источник — те самые деньги, недоплаченные в областной и городской бюджет, — там есть. Считать ли его деньгами налогоплательщиков или нет — я комментировать не могу. Об этом может сказать Счетная палата.

https://ulpressa.ru/2018/07/06/%D0%B1%D0%B0%D1%80%D1%8B%D1%88%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2/


Комментарии для сайта Cackle