У Ростеха есть технологии мирового уровня, их массовое применение – вопрос времени

Дата: 19:48, 08.06.2018
Категории:  Новости, Электронные технологии, Центральный

Василий Бровко - директор по особым поручениям Госкорпорации «Ростех»

Программа Цифровая экономика рассчитана до 2025 года и пока только разворачивается. Нет ли у Вас ощущения, что игроки рынка не спешат развивать технологии самостоятельно, поскольку у них нет уверенности, что затраты на эти исследования на данном этапе будут компенсированы?

Нельзя подходить к вопросу так прямолинейно — наш подход гораздо более фундаментальный и системный. Поэтому я не думаю, что такая опасность существует. Реализация мероприятий по Цифровой экономике только начинается, и для того, чтобы избежать подобных проблем, перед нами стоит две достаточно интересные задачи.

Во-первых, нам надо создать институциональную среду для развития исследований и разработок в области цифровой экономики. Также должна быть создана инфраструктура для развития технологических заделов. Для этого до конца 2018 года мы планируем выбрать не менее 10 самых перспективных «сквозных» технологий и для каждой из них разработать дорожную карту развития. Мы начнем определять потребности секторов экономики в применении «сквозных» технологий и на базе центров компетенций регулярно отслеживать ведущиеся в России исследования и разработки по этим технологиям. Следом мы начнем реализацию пилотных приоритетных проектов по направлениям «сквозных» технологий и субтехнологий (в 2018 году таких направлений два — искусственный интеллект и квантовые технологии).

Во-вторых, нам надо сформулировать принципы коммерциализации перспективных продуктовых решений на базе «сквозных» технологий. Это, в свою очередь, как раз и должно стимулировать спрос и предложение продукции цифровой экономики. Чтобы обеспечить коммерциализацию перспективных продуктовых решений в 2018 году, мы планируем создать механизмы поддержки, в том числе и стимулирования экспорта. Так компаниям, экспортирующим свои продукты цифровой экономики, могут быть компенсированы затраты на логистику, сертификацию, правовую охрану и защиту интеллектуальной собственности, выставочно-ярмарочную деятельность, могут быть созданы механизмы льготного кредитования и так далее.

 

Как будут выбираться подрядчики? Их будут назначать, чтобы обеспечить реализацию программы?

В 2018 году мы разработаем систему критериев выбора лидирующих исследовательских центров по «сквозным» технологиям и субтехнологиям в области Цифровой экономики и создадим перечень потенциальных лидирующих исследовательских центров. После чего начнется их непосредственный отбор. Окончательный список таких центров сформируется к концу 2020 года. Далее будут отбираться самые перспективные и рыночные проекты, разработанные на базе лидирующих исследовательских центров, которые и получат дополнительное финансирование.

Расскажите о планах «Ростеха» в области технологических заделов. Сколько денег корпорация планирует инвестировать в цифровую экономику? Продолжит ли покупки компаний в этой области?

Предполагается, что «Ростех» продолжит консолидировать технологические предприятия. Если сжать прошедшее десятилетие до одного тезиса, то главный итог работы заключается в том, что Госкорпорации удалось переломить нисходящий тренд в российской промышленности. Сегодня у «Ростеха» эффективно управляемая структура, и процесс ее построения постоянно совершенствуется.

Корпорация объединила предприятия в холдинговые структуры по отраслям, закрепила сквозные обеспечивающие функции, такие как юридическое обеспечение, IT, коммуникации, финансы. Сейчас «Ростех» переходит к управлению кластерами исходя из продуктов и рынков — то есть, смотрит в будущее, анализируя те рынки, которые будут развиваться более интенсивно, в которых есть место инновациям, и адаптирует производственные мощности под новые возможности.

Преимущества «Ростеха» кроются на стыке различных отраслей и областей знания. Поэтому суть кластеров в том, чтобы технологии, разработанные на одном предприятии или в одном холдинге, могли быть достаточно быстро использованы в смежной сфере для создания конкурентоспособного продукта. Именно в этом корпорация видит добавленную стоимость управления активами. Главный императив Стратегии развития «Ростеха» — рост рублевой выручки в среднем на 17% в год, в том числе за счет выхода на международные рынки «умной» гражданской продукции.

Особо перспективными «Ростех» считает рынки медицинского оборудования, биотехнологий, энерго- и ресурсосберегающего оборудования, телекоммуникационного оборудования, IT, электроники, новых материалов, робототехники, систем управления.

Это также автоматизированные системы управления предприятием, телекоммуникационные сети нового поколения, кибербезопасность и др. В конце 2016 года «Ростех» утвердил Стратегию Электронного кластера, который должен стать ключевым с точки зрения участия корпорации в развитии цифровой экономики России и увеличении производства высокотехнологичной гражданской продукции. Достижение поставленных в Стратегии кластера целей потребует проведения активной инвестиционной программы, за счет которой проекты, направленные на развитие, обеспечат 44% выручки кластера, а еще 17% выручки обеспечит к 2025 году реализация сделок по слиянию и поглощению. На исполнение инвестиционной программы потребуется привлечение средств из различных источников. Это собственные, бюджетные и заемные средства, привлечение стратегических и портфельных инвесторов. Общий объем инвестиций оценивается в 1 трлн руб. При этом использование бюджетных источников финансирования инвестиционной программы будет сведено к минимуму.

На покупку ключевых активов, необходимых Холдингам для реализации Стратегии, планируется направить около 350 млрд руб. Это будет комбинация «умного» капитала, привлеченного от частных инвесторов, на реинвестициях собственных средств (около 40%), а также заемных средств (примерно на 50%). 

Какие технологии «Ростех» имеет сейчас и какой зарубежный опыт может быть востребован в российских разработках?

Исторически в корпорации была очень сильная научная, технологическая и производственная база, созданная в основном для разработки военной продукции: самолеты дальней радиолокационной разведки, которые выступают в роли командного пункта, распределяя цели; системы ПВО — лучшие или одни из лучших в мире. Можно, например, вспомнить в этой связи не имеющую аналогов в мире технологию групповой защиты летательных аппаратов «Рычаг-АВ», который производится в КРЭТ. Он способен полностью «ослепить» противника в радиусе нескольких сотен километров и подавлять сразу несколько целей.

Технологии военного назначения могут быть успешно переориентированы на гражданский сегмент. На наших производствах создан уже целый ряд конкурентоспособных на мировом рынке продуктов.

Мы вступаем в партнерства с технологическими лидерами, признанными за рубежом. Например, компания Ntechlab — у нее прорывная система распознавания лиц.

Мы создаём свои, отечественные, микропроцессоры, с собственной архитектурой. Сегодня мы вышли на серийное производство 8-ядерных чипов с техпроцессом 28нм. В ближайшее время мы готовы будем представить новые чипы для мобильных устройств.

Может, это и не лидирующие мировые технологии, но это современные чипы, и мы создаем их сами, с нуля, без заимствований у зарубежных конкурентов. Разработки такого уровня сегодня ведут только США и Китай. Путь, который у Intel, AMD и других занял десятилетия, мы сегодня проходим за очень короткие сроки, сокращая технологическое отставание. Есть успешные решения в робототехнике, которые вызывают интерес во всем мире. Концерн «Калашников» разработал беспилотный летательный аппарат ZALA 421-16Е5 на электрической тяге с уникальными возможностями для патрулирования государственных границ, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций. Он может непрерывно находиться в воздухе до семи часов. Крупнейший российский производитель грузовых автомобилей «КАМАЗ» совместно с российскими компаниями Cognitive Technologies и «ВИСТ Групп» работает над проектом по созданию беспилотного автомобиля.

«Ростех» занимается разработкой технологий умного города. Этот экосистемный проект направлен на повышение эффективности использования городской и региональной инфраструктуры для изменения качества жизни граждан и работы бизнеса. Мы уже внедряем в Москве и Ярославской области такие элементы умного города, как «умное освещение» и «умные светофоры».

У «Росэлектроники» и «Автоматики» есть серьезные наработки в технологии беспроводной связи пятого поколения (5G). Так, «Росэлектроника» уже приступила к выпуску нитрид-галлиевых (GaN) транзисторов для создания сетей 5G. В 2018 году в рамках программы Цифровой экономики начнут разрабатываться базовые и абонентские станции 5G на российской элементной базе. Мы также определим наиболее перспективные полосы в лицензируемом и не лицензируемом диапазонах частот.

Все это технологии мирового уровня. Пока их основными потребителями выступают государство и крупные корпорации, но массовое применение этих технологий — вопрос времени.

Технологическое лидерство и создание национальных чемпионов невозможно без международной коллаборации. Как «Ростеху» стать технологическим лидером, учитывая введенные против него санкции?

Современная мировая экономика состоит из тесно переплетенных технологических цепочек, которые невозможно разорвать по росчерку пера. В реалиях глобальной экономики, например, распространенная практика — синергия R&D-центра в США и производственных мощностей в Китае или Вьетнаме. Россия — важный элемент системы. Санкции — это, безусловно, удар не только для «Ростеха» или российской экономики, но и для всего мира. Они действительно осложняют взаимодействие с зарубежными партнерами, но это верно для всех стран. США вводят дополнительные пошлины на продовольствие и электронику из Китая, но смартфоны iPhone производятся именно в Поднебесной. Значит стоить для американцев они будут дороже. И кто же выиграет от таких ограничений? Это риторический вопрос. Или, например, желание Минфина США ограничить санкционным порядком китайские инвестиции в американские компании. Скажут ли они за это спасибо своему Министерству финансов? В ситуации, когда целесообразность уступает место политической конъюнктуре, создавать национального чемпиона невозможно ни у нас, ни в США, ни в Китае. Мы уже достаточно давно находимся под санкциями и вовремя переориентировались на другие рынки. Мы ищем и находим международные коллаборации в Латинской Америке, на Ближнем Востоке и в Азии.

Простой пример — поставки холдингом «Швабе», входящим в «Ростех», в КНР приборов ночного видения, которые за прошлый год выросли на 22%, или сотрудничество с Хуачжунским университетом науки и технологии в области разработки импульсных дисковых лазеров нового поколения.

«РТ-Развитие бизнеса» и China CYTS Industrial Development подписали меморандум о намерениях создать фонд в размере $500 млн для реализации совместных проектов в области высоких технологий. Недавно к нам приезжали с предложением о сотрудничестве представители китайского аналога «Сколково» со свободным бюджетом для инвестиций в более $2 млрд. Они готовы вкладывать в технологии и стартапы, то есть инновационные идеи, которые есть у российской стороны. Мы уже определились с технологиями, предложения по которым мы готовим. Партнеров в Китае интересуют также технологии переработки мусора и очистки воды. К примеру, метод сжигания с выработкой электроэнергии.

Мы уже владеем этой технологией, но в России только начинаются процессы переговоров о «зеленом тарифе». Для того, чтобы технологии стали востребованными, правительство должно доплачивать генерирующей компании разницу между себестоимостью генерируемой «зеленой» электроэнергии и той, которая есть в сети. Китай, который буквально задыхается в дыму смога, испытывает сложности с загрязнением воды и почвы, критически нуждается в таких технологиях. У них есть «зеленый тариф», государство выделяет средства на генерацию такой энергии, поэтому они говорят, что готовы на внедренческие расходы, связанные с использованием этой технологии.

Совсем недавно мы заключили соглашение о партнерстве с технологическим центром Южной Кореи, провинцией Кенгидо, в которой базируются все ведущие южнокорейские бренды. Мы хотим объединить потенциал российских компаний-разработчиков и технологических возможностей Кенгидо в такой перспективной теме, как аддитивные технологии. Мы не очерчиваем вокруг себя круги. Мы открываемся и знаем, для чего это нужно — чтобы соответствовать понятию «технологический лидер».

http://cipr.ru/2018/06/01/u-rosteha-est-tehnologii-mirovogo-urovnya-ih-massovoe-primenenie-vopros-vremeni/

Комментарии для сайта Cackle